Циклы Авторы Сортировка

Урок 23. Коран – несотворенная Речь Аллаха (часть 2)

4 930
2
13 февраля, 16

Муꞌтазилиты же говорили: Речь Аллаха сотворена, ею не описана Его сущность. И до сотворения мира Аллах не был Разговаривающим, а стал таковым после сотворения букв Хранимой Скрижали.


Доказывали они это словами Аллаха:
 

 

 

إِنَّا جَعَلْنَاهُ قُرْآنًا عَرَبِيًّا

Смысл: «Мы сделали ее (Книгу) на арабском языке» (сура «аз-Зухруф», аят 3).
 
«Сделали» означает «сотворили». А Речь, которая существует в нашем мире, состоит из букв и звуков, значит и в предвечности так же. А Предвечный не может быть описан звуками и буквами.
 
В целом, метод муꞌтазилитов в понимании атрибутов Аллаха таков: они отрицали наличие у Аллаха смысловых атрибутов (сыфат аль-маꞌани), таких как Знание, Жизнь, Речь, Могущество и др., потому что полагали, что наличие чего-то предвечного наряду с сущностью Аллаха, противоречит таухиду. Однако допускали описание Сущности Всевышнего атрибутами, относящимися к смыслам (сыфат аль-маꞌнавийя): Аллах Знающий, Живой, Разговаривающий, Могущественный и т.п.
 
Имам ат-Тафтазани, да помилует его Аллах пишет: «Муꞌтазилиты утверждали: Аллах – Знающий, но у Него нет Знания, Могущественный, но у Него нет Могущества и т.д.» (Шарх аль-Акаид)[1]

Наш (суннитов) ответ на это:

В аяте говорится о сотворенном тексте Корана, тут мы с ними (муꞌтазилитами) согласны. Это подтверждается хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Коран – это несотворенная Речь Аллаха».
 
Это вымышленный хадис, по словам имама аз-Захаби.

Однако с их (муꞌтазилитов) словами: «А Речь, которая существует в нашем мире, состоит из букв и звуков» мы не согласны. На самом деле, наша речь – это присутствующие в нас смыслы, как сказал аль-Ахталь:
 
Поистине, речь – в сердцах, а язык
Лишь указывает на то, что в сердце.

Аль-Ахталь ат-Таглиби (1 век по хиджре) – известный арабский поэт эпохи Омейядского халифата. Наши оппоненты опять же предъявляют нам претензию, что мы – сунниты – используем как доказательство в акыде стихи поэта-христианина, как в случае с толкованием «истава»[2], кроме того, заявляют, что до Ахталя про внутреннюю речь никто не слышал. Это очевидный нонсенс. Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, поэтому не ограничился лишь бейтами, но привел указание на то, что «калям нафси» существует, из Корана.
 
Также Всевышний Аллах сказал об иудеях:
 
وَيَقُولُونَ فِي أَنفُسِهِمْ لَوْلَا يُعَذِّبُنَا اللَّـهُ بِمَا نَقُولُ

Смысл: «Они говорят в душе: «Почему бы Аллаху не наказать нас за то, что мы говорим?»» (сура «аль-Муджадаля», аят 8).
 
То есть: они про себя говорят: «Почему бы Аллаху не наказать нас за те мерзости, которые мы говорим Мухаммаду?».

Также один человек может сказать другому: «Я приготовил для тебя речь (в своей голове) и хочу ее озвучить».
 
Автор привел три доказательства на существование «внутренней речи»[3] (калям нафси), речи «про себя», не связанной с языком, словами, звуками и т.п. Наши оппоненты – в частности, ваххабиты – отрицают существование внутренней речи, говоря, что речь бывает только внешняя, звучащая. Следовательно, Аллах, по их мнению, произносит вслух слова Своим голосом. Пречист Всевышний от такого! Муꞌтазилиты же исходили из той же предпосылки – речь бывает только звучащая – однако приходили к другой крайности: отрицанию наличия у Аллаха атрибута Речь.
Существование внутренней речи известно любому мыслящему человеку, который внимательно прислушается к себе. Также это аксиома в современной психологии. Но ваххабитам не привыкать отрицать общеизвестные научные выводы, что стоит только их утверждение, что Земля не вращается[4]!
 
Ахлю-с-сунна же доказывает через существование «калям нафси», что, если возможно существование не звучащей, не делимой на части речи для человека, то и Аллах может быть ею описан. Это не уподобление Аллаху человеку, а просто способ объяснения того, что Речь Всевышнего не делится на части, не состоит из звуков и т.д.
 
Также убеждения муꞌтазилитов опровергаются следующим рациональным доводом:
 
Также если бы Аллах был лишен Речи в предвечности, а затем стал Разговаривающим, это означало бы изменение. А изменение – это характеристика творений.
 
Ханбалиты (те из них, кто придерживался убеждений антропоморфизма) и каррамиты говорили: Речь Аллаха состоит из букв и отдельных звуков, и она воплощена в мусхафах и на языке. При этом она предвечная. Речь Аллаха можно услышать (говорили они, доказывая это аятом), на основании слов Всевышнего:
 
فَأَجِرْهُ حَتَّىٰ يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّـهِ

Смысл: «Предоставь ему (о Мухаммад) безопасность, чтобы он мог услышать Речь Аллаха» (сура «ат-Тауба», аят 6).

При этом установлено, что Речь Аллаха предвечна, следовательно (по мнению мушаббиха) и слышимые звуки предвечны. И это заблуждение, ведь звуки следуют один за другим, и одни предшествуют другим, а это характеристики творений. А аят нужно понимать, как «…услышать чтение текста Корана», как мы сказали выше.
 
Могут возразить: Аллах сообщает о некоторых прошедших событиях, например, в Своих словах:
 
إِنَّا أَرْسَلْنَا نُوحًا

Смысл: «Поистине, Мы отправили Нуха…» (сура «Нух», аят 1).

Или слова Аллаха:
 
إنا أنزلناه

Смысл: «Поистине, Мы ниспослали его…»
 
Так можно сказать, только если событие, о котором сообщается, произошло до времени сообщения, а иначе сообщение не соответствует действительности. А если оно так, то получается, что одно в предвечности (событие) предшествовало другому (сообщению).
 
Мы ответим на это: сообщение Аллаха не связано с категорией времени, ведь оно предвечно. А событие, о котором сообщается, связано с временем. И изменилось событие, а не сообщение. Это подобно тому, что Всевышний Аллах в предвечности знал, что сотворит мир, а затем, сотворив его, остался знающим о нем и о его сотворении, а мир начал существовать. То есть изменение произошло с миром, а не со Знанием – по нашему мнению – и не с Сущностью (Аллаха) – по их (муꞌтазлитов, которые отрицали смысловые атрибуты, как Знание) мнению.
 
Затем, по мнению шейха Абу Мансура аль-Матуриди, Речь Аллаха нельзя услышать, потому что нельзя услышать то, что не является звуками. Ведь в нашем мире услышать можно только звуки, мы слышим их, когда они есть, и не слышим, когда их нет. Он пишет в (тафсире) «Таъвилят»[5], что Муса, мир ему, слышал звуки, указывающие на Речь Всевышнего Аллаха. А «КалимуЛлах» он назван, потому что слышал ее (Речь Аллаха) не через откровение и не через посредничество ангела, а не потому что слышал ее без посредничества звуков и букв.

А по мнению шейха Абуль-Хасана аль-Ашари, Его (Аллаха) Речь можно услышать, поскольку можно услышать – и увидеть – все существующее. А Ибн Фурак считал, что при чтении Корана чтецом мы слышим две вещи: голос чтеца и Речь Аллаха.

И слова имама (Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен): «…без растворения в них» означают без растворения в книгах, на языках и в сознании (людей).
 
«Чернила, бумага и написание (букв) сотворены…» Это опровержение мнений ханбалитов.

«Кто скажет, что речь Аллаха сотворена, тот (кафир)…» Это опровержение мнений муꞌтазилитов.

Имам Абу Юсуф, да помилует его Аллах, говорил: «Мы с Абу Ханифой вели дискуссию о сотворенности Корана шесть месяцев. В итоге совпали наши мнения: кто утверждает, что Коран сотворен, тот кафир».

Эти слова привел имам аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-сыфат» (с. 251 издания под редакцией аль-Каусари) с иснадом до Абу Юсуфа и указал, что все передатчики сообщения достойны доверия.

И Аллах лучше знает.
 
__________________________

 


[1] С. 78, Дар аль-Бейрути.
 

[2] См. http://azan.kz/article/show/id/9157.html

 

[3] Более подробно про внутреннюю речь человека любой желающий может прочитать в психологической литературе или сети интернет.

 

[4] См. http://darulfikr.ru/node/114.

 

[5] «Таъвилят ахли-с-сунна», т. 1, с. 528 (Муасаса ар-рисаля).

АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Nur Sabri
1
<p>Выходит в истории с Мусой, алехисалям, Ашари и Матуриди расходятся:</p><p><br></p><p>Ашариты говорят, что Муса, алейхисалям, слышал непосредственно Предвечную Речь Аллаха, так как говорят, что все что существующее можно услышать.</p><p><br></p><p>Матуридиты утверждают, что Муса, алейхисалям, слышал звуки указывающие на Речь Аллаха, так как говорили, что Речь Аллаха нельзя услышать, потому что нельзя услышать то, что не является звуками.</p><p><br></p>
13 апреля, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
1
<p>Да, верно</p>
13 апреля, 17
Список уроков