Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 41. Возможность увидеть Аллаха (часть 2)
Урок 41. Возможность увидеть Аллаха (часть 2)
Как уже говорилось, фундаментальное различие между суннитами и му'тазилитами в том, что, по их убежд...
3 474
5 апреля, 17

Урок 41. Возможность увидеть Аллаха (часть 2)

3 474
5 апреля, 17
Му'тазилиты же приводили следующие доводы:
 
Эта секта, как было сказано выше, отрицала возможность увидеть Всевышнего Аллаха.
 
1. Слова Аллаха:
 

لَّا تُدْرِكُهُ الْأَبْصَارُ

 
Смысл: «Его не постигают взоры…» (сура «аль-Анꞌам», аят 103).
 
Это утверждение означает, что взоры Его не постигают никогда. Есть два противоречащих друг другу утверждения: «Взоры не постигают Его» и «Взоры постигают Его». Из истинности одного из них следует не истинность второго. Поэтому из истинности коранического аята «Его не постигают взоры» вытекает не истинность утверждения «Взоры постигают Его». Из этого следует также ложность утверждения «Его постигает взор одного или двух людей», ибо нет разницы здесь (между частным и общим).
 
Я отвечу на это: «постижение» означает «охватывание взглядом объекта со всех сторон». Это значит, что «постичь» можно только видимый объект, у которого есть стороны.  И смысл аята – отрицание видения путем охватывания. И из отрицания видения путем охватывания не следует отрицание видения как такового, ибо видения путем охватывания есть частный случай видения. А из отрицания частного не следует отрицания общего.
 
Также смысл этого аята: «Его не постигнут все взоры». Слово «الْأَبْصَار» употреблено в определенном состоянии со значением общего.
 
Смысл аята, следовательно, получается такой: «Его не постигает большинство взоров».
 
Поэтому из аята не следует отрицание постижения некоторыми взорами.
 
2. Слова Всевышнего Аллаха, сказанные Мусе, мир ему:
 

لَن تَرَانِي

 
Смысл: «Ты не увидишь меня…» (сура «аль-Аꞌраф», аят 143).
 
Суть доказательства (му'тазилитов): частица «لن» означает абсолютное отрицание в будущем (то есть никогда), что доказывается словами Аллаха:
 

لن تَتَّبِعُونَا

 
Смысл: «Вы не последуете за нами…» (сура «аль-Фатх», аят 15).
 
И из отрицания Аллахом возможности увидеть Его когда бы то ни было в будущем для Мусы, мир ему, следует невозможность увидеть Его для остальных, ведь нет разницы в этом плане между людьми.
 
Я отвечу на это: мы не согласны с тем, что частица «لن» обозначает абсолютное отрицание в будущем. Она означает усиленное отрицание, что доказывается словами Аллаха:
 

وَلَن يَتَمَنَّوْهُ أَبَدًا بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ

 
Смысл: «Но никогда они (иудеи) не пожелают ее (смерти), из-за того, что (они боятся наказания Аллаха за то, что) сделали их руки» (сура «аль-Бакара», аят 95).
 
Аллах употребил вместе с отрицательной частицей «لن» слово «أَبَدًا» («никогда»), что означает, что сама частица не дает значения абсолютного отрицания. Так же и в аяте (о Мусе, мир ему) – отказ Аллаха показаться ему не означает, что видение Всевышнего невозможно в принципе.
 
3. В реальности для видения необходимы восемь условий:
 
  • Здоровье органов зрения. Без этого видеть невозможно.
  • Объект таков, что его в принципе можно увидеть.
  • Нахождение объекта в поле зрения смотрящего.
  • Или же это акциденция (качество) объекта, проявленное в нем. Объект, описанный этим качеством, также должен находиться в поле зрения смотрящего.
  • Объект не должен находиться слишком близко или слишком далеко. Также он не должен быть слишком прозрачным.
  • Объект не должен быть слишком маленьким.
  • Не должно быть препятствия между смотрящим и объектом.
 
И мы с очевидностью знаем, что при отсутствии хотя бы одного из этих условий, мы не можем увидеть что-то. Мы видим только при наличии всех восьми условий. Но даже при наличии всех условий может так случиться, что мы не увидим, например, людей или горы, находящиеся перед нами.
 
Последние шесть условий – от нахождения объекта в поле зрения смотрящего до отсутствия препятствия – невозможны, если речь идет о видении Аллаха, поскольку общее этих условий то, что видимый объект должен находиться в какой-либо стороне и занимать место в пространстве. А Всевышнему Аллаху не присущи сторона и место в пространстве.
 
Остаются два условия: здоровье органов зрения и теоретическая возможность увидеть объект. Предположим, что в данный момент наши глаза могут видеть. Если бы Аллаха можно было бы теоретически увидеть, то, следовательно, мы должны были бы видеть Его прямо сейчас. А это не так. Значит, Его увидеть нельзя.
 
Я отвечу на это: к видению Того, кого мы не способны увидеть в реальности – то есть Всевышнего Аллаха – неприменимы те условия, которые ставятся для видения чего-либо в реальности. Возможно, Его видение предполагает иное условие, которого в данный момент нет. И это условие – сотворение Аллахом в нас способности Его увидеть. И исполнение перечисленных восьми условий не дают возможности увидеть Его, ибо видение Аллаха создает в рабах Аллах. А восемь условий – это просто обычный порядок вещей (в земной реальности), их наличие не делает видение (чего-либо рационально) обязательным.
 
Как уже говорилось, фундаментальное различие между суннитами и му'тазилитами в том, что, по их убеждению, человек сам совершает свои действия (вследствие вложенной в него Аллахом силы). Следовательно, они считали, что при наличии установленных в природе причин и условий действие обязательно происходит: то есть при соблюдении восьми условий видение обязательно. Сунниты же возражают им: обычный порядок вещей, так называемые «законы природы», на самом деле ни на что не влияют: все в мире создает Аллах по Своей Воле, в том числе и наше зрение. Если Аллах пожелает, мы увидим что-то даже при отсутствии восьми условий, а если не пожелает – то не увидим, даже если все условия будут соблюдены. Таким образом, реальность, обычный порядок вещей в природе, не могут являться доводом, когда речь идет о том, что по ту сторону земной жизни.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков