Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 35. Вера в Рай и Ад (часть 1)
Урок 35. Вера в Рай и Ад (часть 1)
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Рай и Ад – это истина, и они уже сотворены для...
5 201
15 марта, 17

Урок 35. Вера в Рай и Ад (часть 1)

5 201
15 марта, 17
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
 
وَالجَنَّةُ وَالنَّارُ حَقٌّ، وَهُمَا مَخْلُوقَتَانِ لأهْلِهِمَا؛ لِقَوْلِهِ تَعَالَى في حَقِّ المُؤمِنِينَ: (أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ). وَفي حَقِّ الكَافِرِينَ: (أُعِدَّتْ لِلْكَافِرينَ)، خَلَقَهُمَا اللهُ تَعَالَى لِلثَّوَابِ وَالعِقَابِ
 
Рай и Ад – это истина, и они уже сотворены для их обитателей, согласно словам Всевышнего Аллаха о верующих:
 
أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
 
Смысл: «…уготован для богобоязненных» (сура «Алю Имран», аят 133).
 
И в отношении неверующих:
 
أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ
 
Смысл: «…уготован неверующим» (сура «Алю Имран», аят 131). И Он сотворил их в качестве награды и наказания.
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
«Рай и Ад», которые являются местами награды и наказания, уже сотворены.
 
И Аббад ас-Саймари, Абу Хашим и Абдуль-Джаббар считали, что они еще не сотворены.
 
Эти трое – имамы муꞌтазилитов.
 
Аббад считал, что их существование сейчас – рационально невозможно, пока они не населены мукалляфами. Абу Хашим с ним не соглашался: по его мнению, существование Ада и Рая сейчас допустимо рационально, однако отрицается текстами Шариата.
 
Аббад приводил как довод то, что, если бы Рай уже был бы создан, то он бы занимал место небес и земли. А это не так, значит, и само утверждение ложно. Всевышний Аллах говорит:
 
 
وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ
 
Смысл: «(Стремитесь) к Раю, ширина которого равна ширине небес и земли…» (сура «Алю Имран», аят 133).
 
Если ширина Рая равна ширине небес и земли, значит, рай – будь он уже созданным – занимал бы пространство небес и земли. И если бы он не занимал их место или занимал бы частично – то нельзя было бы сказать, что ширина Рая равна ширине небес и земли. А занять пространство небес и земли Рай сможет только после их исчезновения, ведь абсурдно предположение, что мир и Рай могут занимать одно и то же место одновременно.
Ответ на это: смысл аята – ширина Рая подобна ширине небес и земли, поскольку Всевышний сказал:
 
وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ السَّمَاء وَالْأَرْضِ
 
Смысл: «(Стремитесь) к Раю, ширина которого подобна ширине небес и земли…» (сура «аль-Хадид», аят 21).
 
И невозможно, чтобы Рай существовал сейчас в пределах небес и земли, но допустимо, чтобы выше седьмого неба существовало пространство, ширина которого была бы подобна ширине небес и земли, и в этом пространстве и находился бы Рай. И это подтверждается словами Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует:
 

«Нижний уровень рая выше седьмого неба».

 
Хафиз Ибн Раджаб приводит в книге «ат-Тахвиф мин ан-нар» (с. 45, Дар аль-Баян, Дамаск) слова Ибн Аббаса, Ибн Масꞌуда, Абдуллаха ибн Саляма, Катады и Муджахида, да будет Аллах ими доволен: «Поистине, Рай – на седьмом небе». Также: «Мустадрак» аль-Хакима (т. 4, с. 612), «Хилья» Абу Нуꞌайма (т.7, с. 103) и «Шуꞌаб аль-иман» аль-Байхакы (366).
 
Абу Хашим и Кади Абдуль-Джаббар считали, что, если бы Рай уже существовал, он не мог бы быть вечным. И вывод неверен, ведь сказано:
 
كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ
 
Смысл: «Все погибнет, кроме Самого Аллаха» (сура «аль-Кысас», аят 88).
 
Аят указывает на то, что все, кроме Аллаха, будет уничтожено, значит и Рай (если он существует сейчас) будет уничтожен, следовательно, он не вечен.
 
Но это не верно, ведь Аллах говорит:
 
أُكُلُهَا دَآئِمٌ
 
Смысл: «Яства Рая – вечные» (сура «ар-Раꞌд», аят 35). То есть, все кушанья, которые будут в Раю – вечные.
 
И если яства Рая – вечные, значит и сам Рай вечный, поскольку невозможно представить вечность яств Рая без вечности самого Рая.
 
Такова логика этих двух имамов-муꞌтазилитов. Напомним, они считали, что существование Рая и Ада одновременно с миром допустимо рационально, однако это противоречит текстам Шариата. Дальше имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, приведет опровержение этого мнения от ученых ахлю-с-сунна.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков