Циклы Авторы Сортировка

Урок 27. Действия людей сотворены Аллахом (часть 1)

3 409
27 февраля, 16

Сказал имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен:

 

 

 

 

 

وَالسَّادِسَةُ، نُقِرُّ بِأنَّ العَبْدَ مَعَ أعْمَالِهِ وَإقْرَارِهِ وَمَعْرِفَتِهِ مَخْلُوقٌ، فَلَمَّا كَانَ الفَاعِل مَخْلُوقاً، فَأفْعَالُهُ أوْلَى أنْ تَكُونَ مَخْلُوقَةً.

6. Мы утверждаем, что раб вместе со своими действиями, подтверждением веры и познаниями сотворен. И если раб сотворен, то еще очевиднее, что сотворены его действия.

Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Согласно мнению Ахлю-с-сунна, действия всех живых существ сотворены Всевышним Аллахом. Никто не творит их, кроме Него. Это мазхаб сподвижников и табиꞌинов, да будет Аллах доволен ими всеми.
 
Муꞌтазилиты же считали, что живые существа сами творят свои произвольные действия. Однако они не осмеливались назвать человека творцом до аль-Джубаи, который посчитал, что нет разницы между творением и осуществлением (действия) и назвал людей творцами своих действий, проигнорировав иджма об обратном.
 
Джабариты же во главе со своим предводителем Джахмом ибн Сафваном ат-Тирмизи – и это совпадает с мазхабом Абуль-Хасана аль-Ашꞌари – сказали, что человек не творит своих действий вообще, также у него нет выбора и силы на их совершение.
 
Утверждение, что ашариты разделяют в этом вопросе идеи джабаритов, не верно. Мазхаб ашаритов в этом вопросе – это утверждение, что у человека есть выбор. Аллах творит действия, которые Его раб выбирает. Имам аль-Бакыляни пишет в «аль-Инсаф»: «Необходимо знать, что у раба есть выбор (касб). Раб не принуждается к действию, но приобретает его, будь то акт подчинения Аллаху или ослушания». Однако высказывания некоторых ашаритов, которые можно понять, как то, что выбора у человека нет, нужно понимать в контексте основного мнения ашаритов, что возможность выбора отрицает принуждение (джабр). Тем не менее, мазхаб матуридитов в этом вопросе яснее и понятнее, и некоторые имамы ашаритов, как, например, имам аль-Харамейн аль-Джувайни, да помилует его Аллах, придерживались в этом вопросе мнения матуридитов.
 
Поэтому, с их точки зрения, нет различия между произвольными и непроизвольными действиями, вроде дрожи или биения сердца. И произвольные действия относят к человеку иносказательно, в том смысле, что они проявились в этом человеке, а не были совершены им. По их мнению, нет разницы между, например, приходом Зайда и уходом Амра, с одной стороны, и ростом мальчика или поседением волос.
 
И оба этих мазхаба – кадаритов (муꞌтазилитов) и джабаритов – основаны на общей предпосылке: одно действие не может быть результатом проявления силы двоих, это абсурд, как это очевидно в реальности. Видимое в реальности они сделали доказательством и в отношении Аллаха. Суть этого доказательства: действие, которое совершается силой одного, происходит на основе его потребности к совершению этого действия, и не совершается при отсутствии этой потребности. Если мы предположим, что одно действие может совершиться двумя обладателями силы, то один из них будет испытывать потребность к совершению этого действия, а другой не будет. Получится, что действие одновременно произойдет и не произойдет, а это абсурд. Следовательно, и утверждение, что действие может быть проявлением силы двоих – абсурдно.
 
Затем, отталкиваясь от этого, джабариты сказали: по этой причине у человека вообще нет силы для совершения действий, их, без сомнения, творит только Аллах. А муꞌтазилиты сказали: сила человека на совершение действий однозначно утверждена повелениями Аллаха, например:
 
وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ

Смысл: «Совершайте намаз и выплачивайте закят» (сура «аль-Бакара», аят 43).
 
И другими аятами. А обращаться с повелениями к тому, кто заведомо не способен выполнить их – абсурд. При этом, Сила Аллаха в выполнении их не участвует.
 
Затем каждая из двух групп обосновывала свое мнения рациональными доказательствами и текстами Шариата, пытаясь опровергнуть друг друга.
 
Первые (джабариты) приводили следующее рациональное доказательство: если бы человек имел выбор и силу для совершения действия, то могло бы случиться такое, что он выбрал бы то, что противоречит воле Аллаха. Например, человек захотел, чтобы некое тело оставалось в покое, а Аллах пожелал, чтобы оно начало двигаться. Следовательно, либо выполнилась бы воля обоих, а это означало бы объединение противоположностей…
 
Тело не может одновременно находиться в движении и покое.
 
…либо воля ни одного из них не осуществится, тогда ни одна из противоположностей не произойдет (а это тоже невозможно), либо осуществится воля только одного из них. А это будет означать, что выбор произошел сам по себе, ибо Сила Аллаха, хоть и является всеохватывающей, в отличии от силы человека, в плане независимого влияния на конкретный предмет аналогична силе человека.
 
Имеется в виду, что, если предположить, что у человека есть сила, способная влиять на вещи, то в отношении результата конкретного действия, не имеет принципиального значения было совершено это действие, скажем, бросание камня, ограниченной силой человека или абсолютной всеобъемлющей силой Аллаха. То есть джабариты в этом рассуждении смотрят только на результат действия, вынося за скобки принципиальное неподобие Аллаха и человека.
 
Следовательно, получается, что и осуществляющие действие в отношении одного объекта только в этом отношении – равны друг другу, поскольку их различия лежат вне рассматриваемой области. Значит, если это так, то выбор не возможен.
 
Выбор из двух равнозначных, с точки зрения разума, возможностей сам по себе без воли выбирающего – это абсурд. Следовательно, по мнению, джабаритов, наличие силы одновременно у Аллаха и человека невозможно.
 
Что же касается доказательств из текстов Шариата, то это, например, слова Всевышнего:
 
اللّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ

Смысл: «Аллах – Творец всего» (сура «ар-Раꞌд», аят 16). Действия рабов попадают в категорию «всего», значит, они сотворены Аллахом.
 
Также Аллах говорит:
 
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ

Смысл: «Аллах сотворил вас и все, что вы делаете» (сура «ас-Саффат», аят 96).
 
Также Аллах говорит:
 
مَن يَشَإِ اللّهُ يُضْلِلْهُ وَمَن يَشَأْ يَجْعَلْهُ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

Смысл: «Аллах сбивает, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» (сура «аль-Анꞌам», аят 39).
 
И примеров такого рода – очень много.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков