Циклы Авторы Сортировка

Урок 16. Предопределение. Три вида действий (часть 3)

2 839
20 января, 16
По нашему (Ахлю-с-Сунна) мнению, Воля Аллаха — это атрибут, через который происходит выбор тех или иных качеств творений и времени (их существования). Если бы не Воля, то все творения возникли бы в одно время и имели бы одинаковые качества, особенно те, которые схожи между собой.
 
Всевышний Аллах через атрибут Воля выбирает конкретные характеристики для конкретного творения: время его появления и исчезновения в мире, размер, цвет и прочие параметры.
 
Поскольку ни один момент времени ничем не лучше другого, и ни одна качественная или количественная характеристика не лучше другой, то тот факт, что творения появляются в том порядке и в том виде, в которых явна видна мудрость, указывает на то, что Творец описан атрибутом Воля.
 
Всевышний Аллах сказал:
 
وَيَفْعَلُ اللَّـهُ مَا يَشَاءُ
 
Смысл: «Аллах делает, что пожелает» (Сура «Ибрахим», аят 27).
 
Также Он сказал:
 
إِنَّ اللَّـهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ
 
Смысл: «Поистине, Аллах выносит те решения, которые желает» (Сура «аль-Маида», аят 1).
 
Также Он сказал:
 
يُرِيدُ اللَّـهُ بِكُمُ الْيُسْرَ
 
Смысл: «Аллах желает для вас облегчения» (Сура «аль-Бакара», аят 185).
 
Эти аяты опровергают тех, кто отрицал описание Аллаха Волей.
 
«Довольство» Аллаха — это Его желание наградить за какое-либо действие или отказ от отчета (за то или иное действие).
 
«Любовь» Аллаха имеет примерно то же значение.
 
Словом «установление» (када) обозначается то, что все сотворенное записано в общем виде в Хранимой Скрижали в виде плана (до его сотворения).
 
А «предопределение» (кадар) — это воплощение предначертанного установления (када) для конкретных вещей в конкретное время, когда имеются для этого все условия. На такое понимание указывают слова Всевышнего:
 
وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلَّا عِندَنَا خَزَائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلَّا بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ
 
Смысл: «Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной (определенной) мере (кадар)» (Сура «аль-Хиджр», аят 21).
 
Такое понимание различия между «када» и «кадар» характерно для большинства матуридитов. Ашариты же понимают «када» как предвечную волю Аллаха сотворить некую вещь, поэтому «када», в их понимании, тоже предвечно и относится к атрибутам сущности. А «кадар» — это проявление «када», то есть сотворение конкретной вещи в конкретное время со всеми ее характеристиками, в соответствии с Волей Аллаха. Таким образом, «кадар» относится к атрибутам действия, а значит, сотворен.
 
«Сотворение» (тахлик) — это атрибут Аллаха «ат-Таквин», который, по нашему (матуридитов) мнению, отличному от мнения ашаритов, не то же самое, что атрибут Могущество (аль-Кудра).
 
Матуридиты выделяют предвечный атрибут Сотворение (Таквин) наряду с другими, описывающими Сущность Аллаха, как Знание, Воля, Могущество и др.
Ат-Таквин может иметь разные названия в зависимости от конкретного действия. Так при связи с несуществующим для его возникновения он называется Тахлик (Творение), при наделении пропитанием — Тарзик, при оживлении метрвых — Ихья и т.п.
 
Назначение этого атрибута — творение, то есть превращение творения из несуществующего в существующее. Ашариты же не выделяли Таквин в отдельный атрибут и считали, что творение — это одна из связей (та'аллюк) атрибута Могущество.
 
Наши ученые (матуридиты) берут факт существования у Аллаха такого атрибута из следующих Его слов:
 
إِنَّمَا قَوْلُنَا لِشَيْءٍ إِذَا أَرَدْنَاهُ أَن نَّقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ

Смысл: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь». - как это сбывается» (Сура «ан-Нахль», аят 40.)
 
Суть ответа (ашаритам) в том, что атрибут Могущество одинаково распространяется как на существующее, так и на несуществующее.
 
И только Воля Аллаха, как продолжает эту мысль имам ат-Тафтазани, выбирает между бытием и небытием для творения.
 
А атрибут Сотворение распространяется на существующее.
 
Как было сказано выше, это перевод творения из небытия в бытие. Тогда как атрибут Могущество распространятся на все, существование чего рационально допустимо, даже если оно не существует в действительности.
 
Также матуридиты доказывают то, что Аллах описан атрибутом Таквин, тем, что Аллах уже в предвечности, до сотворения мира, был не просто Могущественным, но и был Творцом, значит ему присущ не только атрибут Могущество, но и предвечный атрибут Сотворение.
 
Решение (хукм), Знание и Тауфик — это предвечные атрибуты, которыми описана Сущность Всевышнего Аллаха. И все желательные действия совещаются в соответствии с ними.
 
Тауфик — это сотворение в рабе силы к совершению того, чем Аллах доволен. Как предвечный атрибут действия тауфик — одно из обозначений для атрибута Таквин, подобно Тахлику (см. выше).
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков