ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Цикл завершен
Урок 20. «Истива» (часть 2)
Комментатор говорит о том, что аят со смыслом: «Милостивый «истава» на Арш» (сура «Та Ха», 5) относи...
Урок 20. «Истива» (часть 2)
Комментатор говорит о том, что аят со смыслом: «Милостивый «истава» на Арш» (сура «Таха», 5) относится к аятам с неясным смыслом (муташаббихат), которые нельзя использовать в качестве основы в вопросах вероубеждения.
И рациональные доказательства противоречат ему.
Противоречат буквальному пониманию этого аята, то есть толкованию «истава» как утвердился или занял место.
Мазхаб саляфов (ранних ученых), которые проявляли невероятное усердие в выявлении истины в религиозных вопросах, относительно текстов с неясным смыслом был таков: верить в них (тасдик) и оставлять их толкование Всевышнему Аллаху (тафвид), по причине невозможности их понимания.
Также такое понимание не соответствует мазхабу халяф (поздних ученых), поскольку аят предполагает различные толкования.
Так, слово «истава» используется в значении завершенности, например, в словах Всевышнего Аллаха:
وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَىٰ
Смысл: «Когда он (Муса, мир ему) вырос и достиг зрелости…» (сура «аль-Касас», аят 14).
Также оно используется в значении «овладел», как в словах поэта:
Овладел Бишр Ираком
Без оружия (меча) и кровопролития.
Этот бейт приводится в словаре «ас-Сыхах» аль-Джаухари и в «Лисан аль-ꞌараб» Ибн Манзура без указания авторства. И имам Муртаза аз-Забиди, да помилует его Аллах, в «Тадж аль-ꞌарус» приписал его авторство аль-Ахтару, а имам Ибн Фурак, да помилует его Аллах, – аль-Хатые. И упомянутый Бишр – это Бишр ибн Марван ибн аль-Хакам, сын четвертого омейядского халифа и наместник в Ираке. Что подтверждает версию, что автор бейта – аль-Ахтар, современник Омейядов, тогда как аль-Хатыа был поэтом эпохи джахилии и застал Ислам.
Некоторые наши оппоненты возмущаются тем, что сунниты используют как доказательство в акыде стихи поэта-христианина. Им не хватает умственных способностей, чтобы понять, что этот бейт используется не как довод на положение вероубеждения, а как доказательство законности такого толкования «истава» в арабском языке. Ведь для того, чтобы иносказательное толкование (таъвиль) было законным, нужно, чтобы такое значение у толкуемого слова (в нашем случае – «истава») было бы установленным в арабском языке. Для этого доводом служат, помимо аятов и хадисов, бейты поэтов ранней эпохи (примерно до 150 года хиджры). Если это значение у слова установлено и не содержит указания на недостаток, то есть подобает величию Всевышнего Аллаха, то такой таъвиль ученые принимали.
Также у слова «истива» есть значение «утвердился», как в словах Всевышнего Аллаха:
وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ
Смысл: «Утвердился он (ковчег) на горе аль-Джуди…» (сура «Худ», аят 44).
Имам Бадруддин ибн Джамаꞌа пишет в книге «ат-Танзих фи ибталь аль-худжадж ат-ташбих»:
«Что касается «истива», то оно имеет в арабском языке несколько значений:
Первое: Полнота, завершенность. Отсюда «Когда я придал ему совершенный облик» (аль-Хиджр, 29), «Затем придал ему совершенный облик и вдохнул в него…» (ас-Саджда, 9), «Вырос и достиг зрелости» (аль-Касас, 14)
Второе: Намерение. Отсюда «Затем приступил (истава) к небу» (аль-Бакара, 29), то есть приступил к созданию небес.
Третье: Равенство. Отсюда «Равны ли они в притче» (аз-Зумар, 29), «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (аз-Зумар, 9), «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал…» (аль-Хадид 10).
Четвертое: Покорение и овладение. Пример на это значение: «Бишр завладел Ираком». И слова другого поэта: «Установили власть над тем, что завладели». Саляфы и ученые, предпочитавшие метод таъвиля, сошлись во мнении, что все не подобающее величию Аллаха (из смыслов «истива»): сиденье, выпрямление, - не может иметься в виду. Однако они разошлись во мнениях в определении конкретного значения, подобающего величию Аллаха, из таких допустимых значений, как обращение и овладение. Саляфы предпочли отказ от выбора значения, а выбравшие таъвиль истолковали слово как покорение, овладение. Ведь Всевышнему не присущи признаки тел, и Он не нуждается в пространстве и месте. Он также не описан покоем или движением, объединением или разделением» (Дар аль-Басаир, с. 342 – 345).
Комментарии: 0
Правила форума