Циклы Авторы Сортировка

Урок 25. Лучшие люди, после Пророка, мир ему и благословение Аллаха (часть 2)

4 820
20 февраля, 16

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал:

 

«Не следует людям, среди которых есть Абу Бакр, выбирать имамом кого-то другого».


Хадис привел имам ат-Тирмизи (3673) от Аиши, да будет Всевышний ею доволен, со слабым иснадом.

Также он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Я первый, кто выйдет из земли, затем Абу Бакр, затем Умар».

Привел ат-Тирмизи (3692) от Абдуллаха ибн Умара, да будет Аллах ими доволен, и сказал, что хадис хороший (хасан).

Как сказано в «Тухфа аль-ахвази», комментарии к сборнику хадисов имама ат-Тирмизи, одна из особенностей Пророка, мир ему и благословение Аллаха, – то, что он будет воскрешен в Судный день первым. За ним Абу Бакр, а за ним – Умар, да будет Аллах ими доволен.
 
Также он, мир ему и благословение Аллаха, сказал в присутствии сподвижников:

«Абу Бакр лучше вас не из-за обилия постов и намазов, он лучше вас тем, что спрятано в его сердце».

Хафиз аль-ꞌИраки пишет в тахридже хадисов «Ихья 'улюм ад-дин» (т. 1, с. 100): «Это сообщение привел ат-Тирмизи аль-Хаким в «Навадир аль-усуль» как слова Бакра ибн Абдуллаха аль-Музани. И я не нашел нигде их восходящими к Пророку, мир ему и благословение Аллаха». Аль-'Аджлюни пишет в «Кашф аль-хафа» (т. 2, с. 247, Муасаса ар-рисаля): «Этот хадис передали аль-Хаким ат-Тирмизи и Абу Я'ля от Аиши, а также Ахмад ибн Мани' от Абу Бакра. Обе передачи восходят к Пророку, мир ему и благословение Аллаха».
 
Когда они вышли вдвоем из пещеры, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Радуйся, Абу Бакр, поистине, Аллах проявит Себя для всех людей и для тебя в частности».

Этот хадис привел Ибн 'Ади в «аль-Камиль» (т. 5, 1858) и аль-Хатыб в «Тарих Багдад» (т. 12, с. 19) от Джабира. Оба имама сказали о его ложности.

Достоверных хадисов о достоинствах Абу Бакра очень много. Очевидно, что обладателю чистой души и здравого рассудка нет нужды приводить их все. И просто того, что он назван «Сиддик», и это передается таватуром, – достаточно для установления его превосходства, да будет Аллах им доволен.

«Ас-Сиддик» – это усиленная форма слова «الصادق», что означает «правдивый». Сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл Абу Бакра «правдивейшим». Это передается таватуром – то есть большое число людей передают от большого числа, так что невозможно, чтобы их сообщение оказалось ложным. Сообщение, переданное таватуром – это сообщение наивысшей степени достоверности.
 
Затем после него – Умар, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал о нем:

«Если бы после меня был пророк, то это был бы Умар ибн аль-Хаттаб».

Хадис привел ат-Тирмизи (3686) и назвал его хорошим (хасан).

Также он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Абу Бакр и Умар – предводители взрослых мужчин Рая из всех общин, кроме пророков и посланников».

Хадис привели ат-Тизмизи (3665, 3666) и Ибн Маджа (95). Он достоверный (сахих).

Также он, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«У каждого пророка были два советника из обитателей неба и два – из обитателей земли. Мои два советника из обитателей неба – Джибриль и Микаиль. А из обитателей земли – Абу Бакр и Умар».

Его привел ат-Тирмизи (3680) со слабым иснадом.

Также он, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Поистине, я вижу, что шайтаны из джиннов и людей бегут от Умара».

Привел ат-Тирмизи (3691) от Аиши, да будет Аллах ею доволен.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
 
«Когда я находился среди людей, которые обращались к Аллаху с мольбами за лежавшего на смертном одре Умара, да будет доволен им Аллах, какой-то человек, стоявший позади меня, опёрся локтями о мои плечи и стал говорить: «Да помилует тебя Аллах! Я всегда надеялся, что Аллах соединит тебя с двумя твоими товарищами, ибо я часто слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Вместе с Абу Бакром и Умаром я был (там-то), вместе с Абу Бакром и Умаром я сделал (то-то), вместе с Абу Бакром и Умаром я отправился (туда-то), вместе с Абу Бакром и Умаром я вошел, вместе с Абу Бакром и Умаром я вышел», и (поэтому) я всегда надеялся, что Аллах соединит тебя с ними!» Тут я повернулся, и оказалось, что это был ‘Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах».

Привел имам аль-Бухари (3677). Похожий хадис также передан аль-Бухари (3685), Муслимом (2389) и Ибн Маджей (98) также от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.

После Умара – Усман, да будет Аллах им доволен. Это более сильное мнение ученых нашего мазхаба. Однако от Абу Ханифы, да помилует его Всевышний, передается, что он предпочитал Усману Али, да будет Аллах ими доволен.

Это мнение передается от имама, однако более явное мнение самого имама – превосходство Усмана над Али, да будет Аллах ими доволен, как сказано здесь (в «Васыйе»), в «аль-Фикх аль-акбар» и в «Акыде» имама ат-Тахави, которая представляет собой изложение вероучение имама Абу Ханифы и двух его учеников, да помилует их Аллах.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Как я могу не стеснятся человека, которого стесняются ангелы» в ответ на вопрос Аиши, да будет Всевышний ею доволен, почему он поправил свою одежду и изменил позу, когда вошел Усман, и не сделал этого, когда заходили Абу Бакр и Умар, да будет Аллах ими доволен.

Привел имам Муслим (2401).

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«У каждого пророка в Раю есть товарищ. Мой товарищ — Усман».

Привел имам ат-Тирмизи (3698) от Тальхи ибн Убайдуллаха и Ибн Маджа (109) от Абу Хурайры, да будет Аллах ими доволен.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков