Циклы Авторы Сортировка

Урок 38. Вера в воскрешение (часть 1)

2 008
25 марта, 17
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
 
وِالثَّانِي عَشَرَ، نُقِرُّ بِأنَّ اللهَ تَعَالَى يُحْيِي هَذِهِ النُّفُوسَ بَعْدَ المَوْتِ، وَيَبْعَثُهُمْ في يَوْمِ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ ألْفَ سَنَةً، لِلْجَزَاءِ وَالثَّوَابِ، وَأدَاءِ الحُقُوقِ؛ لِقَوْلِهِ تَعَالَى: (وَأنَّ اللهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي القُبُور).
 
12. Мы утверждаем, что Аллах оживит души после смерти и воскресит их в День, который будет длиться пятьдесят тысяч лет, для воздаяния, награды и исполнения долгов. Всевышний Аллах сказал:
 

وَأَنَّ اللَّـهَ يَبْعَثُ مَن فِي الْقُبُورِ

 
Смысл: «Аллах воскресит тех, кто в могилах» (сура «аль-Хадж», аят 7).
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Существуют разные точки зрения относительно воскрешения. Религиозные люди верят в телесное воскрешение, однако расходятся в понимании сути воскрешения.
 
Одни верят, что воссоздание из небытия возможно, следовательно, полагают, что Всевышний Аллах создаст заново людей из небытия.
 
Те, кто не верит в возможность воссоздания из небытия, считают, что Аллах разделит тела живых на частицы, а затем заново составит из этих частиц тела, и вдохнет в них жизнь.
 
Что же касается пророков предыдущих общин, то, судя по словам их последователей, Муса, мир ему, ничего не говорил о телесном воскрешении, и ничего о нем не упоминается в Таурате. Однако оно упомянуто в книгах следующих пророков, например, Шуайба и Хизкиля, мир им, что подтверждают иудеи.
 
Современные иудеи верят в телесное воскрешение. Вера в него упомянута в «Тринадцати символах веры» Мусы ибн Маймуна (Маймонида), которые являются основой акыды иудеев.
 
А в Инджиле сказано, что праведники станут подобными ангелам, и им будет дана вечная жизнь и великое счастье. Внешний смысл этого предполагает веру в духовное воскрешение.
 
Современные христиане также верят в телесное воскрешение. Догмат о нем входит в «Никео-Константинопольский Символ Веры». Епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Хотя и видим, что теперь тела усопших отцов и братий спускаются в мрачную могилу, и покрываются землею; хотя ожидаем, что та же участь постигнет и наши тела; но веруем и знаем, что эти тела не пребудут навсегда в земле. Они воскреснут…» («Аскетическая проповедь»).
 
В Священном Коране сообщается о том, что воскрешение мертвых будет как телесным, так и духовным.
 
О духовном воскрешении говорится так:
 

فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَا أُخْفِيَ لَهُمْ مِنْ قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

 
Смысл: «Никто не знает, какие удовольствия скрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «ас-Саджда», аят 17).
 
Также Всевышний Аллах говорит:
 

لِلَّذِينَ أَحْسَنُوا الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ

 
Смысл: «Для тех, кто совершал благие дела – лучшее и еще больше» (сура «Юнус», аят 26).
 
Толкователи Корана пишут, что под «лучшим» подразумевается Рай, а под «еще больше» – возможность воочию лицезреть Всевышнего Аллаха (тафсир «Джалялейн»).
 
О телесном же воскрешении в Коране очень много аятов. И большинство из них таковы, что их нельзя понимать иносказательно. Например, Всевышний говорит:
 

مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ - قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنْشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ

 
Смысл: «Кто оживит кости, которые истлели? – Скажи: «Оживит их Тот, кто создал их в первый раз. Он ведает обо всех творениях»» (сура «Ясин», аяты 78 – 79).
 
Также Аллах говорит:
 

وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَإِذَا هُمْ مِنَ الْأَجْدَاثِ إِلَى رَبِّهِمْ يَنْسِلُونَ

 
Смысл: «Протрубят в Рог, и они устремятся к своему Господу из могил» (сура «Ясин», аят 51).
 
Также Всевышний говорит:
 

وَقَالُوا لِجُلُودِهِمْ لِمَ شَهِدْتُمْ عَلَيْنَا

 
Смысл: «Они (враги Аллаха) скажут своей коже: «Почему ты свидетельствуешь против нас?»» (сура «Фуссылят», аят 21).
 
Он также говорит:
 

أَفَلَا يَعْلَمُ إِذَا بُعْثِرَ مَا فِي الْقُبُور

 
Смысл: «Неужели не знает человек, что, когда Аллах воскресит тех, кто в могилах…» (сура «аль-ꞌАдият», аят 9).
 
Всевышний Аллах говорит:
 

وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي الْقُبُورِ

 
Смысл: «Аллах воскресит тех, кто в могилах» (сура «аль-Хадж», аят 7).
 
Аяты об этом в Коране очень много.
 
Учитывая это, мы скажем: мусульмане единогласны (иджмаꞌ) в том, что Всевышний Аллах воскресит тела после смерти и распада. Это рационально допустимо, и Правдивейший сообщил об этом. Поэтому воскрешение – истина.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков