Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 39. Вера в воскрешение (часть 2)
Урок 39. Вера в воскрешение (часть 2)
Что касается того, что воскрешение – рационально допустимо, то эта допустимость устанавливается как ...
3 496
29 марта, 17

Урок 39. Вера в воскрешение (часть 2)

3 496
29 марта, 17
Что касается того, что воскрешение – рационально допустимо, то эта допустимость устанавливается как логически, так и с точки зрения способности Творца.
 
Логически – поскольку мертвое тело может быть воссоздано из элементов и возвращено к жизни. И если бы это было невозможно, то они изначально не могли бы быть собраны воедино и оживлены, а это не так.
 
Что касается способности Творца, то Всевышний Аллах обладает полным знанием о сущности элементов каждого человека, будь то жизненно важные или дополнительные органы, ибо Аллах – обладатель абсолютного знания всех деталей. И Он обладает Могуществом для того, чтобы воссоздать жизненно важные органы каждого творения и вернуть ему жизнь, ибо Его Могущество распространятся на все рационально допустимое.
 
Следовательно, воскрешение мертвых – рационально допустимо.
 
Что касается сообщений Правдивейшего о воскрешении, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, передавал сообщения о телесном воскрешении, которые имеют степень «таватур». И мы привели выше некоторые из аятов Священного Корана об этом.
 
Нас могут спросить: слова имама (Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах) в матне не обязательно указывают на телесное воскрешение, ибо там сказано, что Всевышний Аллах оживит души после смерти, а из этого не следует, что тела также будут воскрешены.
 
Я отвечу на это: речь идет именно о телесном воскрешении, ведь это следует из доказательства, которое привел имам, а это слова Всевышнего:
 

وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي الْقُبُورِ

 
Смысл: «Аллах воскресит тех, кто в могилах» (сура «аль-Хадж», аят 7).
 
Совершенно ясно, что в могилах находятся тела. Возможно, имам выбрал именно такую формулировку, чтобы возразить тем, кто отрицал, что воскрешены будут как души, так и тела. И слова имама «Аллах оживит души после смерти» – это указание на воскрешение душ, а аят – указание на воскрешение тел.
 
Отрицавшие телесное воскрешение приводили следующие доказательства:
 
Первое. Если предположить возможность телесного воскрешения, то награда и наказание достигнет либо небесных тел, либо первоэлементов.
 
Отрицали воскрешение философы. Древнегреческие материалисты считали, что душа, как и тело, имеет материальную природу. Согласно Демокриту, душа – это маленькие частицы материи, которые при смерти тела рассеиваются в пространстве и исчезают. Идеалисты же считали, что душа бессмертна. Платон утверждал, что душа появилась задолго до возникновения тела, а после смерти тела она может выбрать себе новое. Совершенные души, которые три раза выбирали себе тела философов, в конечном итоге, по мнению Платона, попадают в рай. Арабские философы, последователи древнегреческих, отрицали телесные наслаждения Рая, толкуя все аяты об этом иносказательно. Это один из вопросов, на основании которых сунниты выносят им такфир: такое толкование этих аятов подобно их отрицанию.
 
Если же (наказаниям и наслаждениям) подвергнутся первоэлементы – то это реинкарнация.
 
Это будет реинкарнацией – переселением души в другие тела – потому что, согласно нашим оппонентам, после телесного воскрешения это были бы уже новые тела, ведь прежние были уничтожены.
 
А если (наказания и наслаждения достигнет небесных тел), то получится, что они будут проходить через космос. Ведь, получается, что Рай находится над космосом, а награда будет доходить до обитателя Рая туда, если мы предполагаем, что Рай – над небесами. Также получается, что вселенная не круглая, и, пока там есть жизнь, прохождение через космос будет продолжаться, а это невозможно. Также получится, что тела возникнут не путем рождения, и это тоже невозможно. Также получится, что телесная сила будет бесконечной, потому что наслаждения для одних и наказание для других будут бесконечными, а из этого следует бесконечное движение.
 
Мы ответил на это: эти доказательства лишены смысла. Ничего из вышеприведенного не является невозможным. Вселенная сотворена, ведь мы сказали, что все, кроме Аллаха, является возникшим, сотворенным. Поэтому и небытие этого допустимо. Следовательно, и разрыв космоса допустим, как и существование Рая там. И вселенная не круглая. А даже если и круглая, – то это ничего не доказывает. И продолжение жизни вечно при постоянном проникновении через космос рационально допустимо, ибо Всевышний Аллах – Всемогущ. И появление тела без рождения возможно, как это произошло с Адамом, мир ему. И телесная сила, и движение могут быть как бесконечными, так и вызванными разными причинами.
 
Тот факт, что в земной жизни вечное движение невозможно, и любое движение всегда связано с действием физических сил – это не нерушимый закон. Движение и жизнь в телах продолжается, пока Всевышний Аллах их поддерживает. И без поддержания Им движение и жизнь прекращаются. Однако Всевышний Аллах может сотворить и поддерживать вечное движение и вечную жизнь в Раю и Аду.
 
Следовательно, с очевидностью мы можем утверждать, что в религии Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, телесное воскрешение – это истина.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков