Циклы Авторы Сортировка

Урок 18. О грехах (часть 2)

2 426
27 января, 16

Что же касается их (муꞌтазилитов) рационального доказательства, то желание (якобы) неразумного и того, чем недоволен, может быть мудростью, если речь идет о достойном (человеке). Это нужно для подтверждения того, что уже известно. Повеление того, чего не желаешь, также бывает нужно для подтверждения того, что ты знаешь. И так и происходит.

 

 

 

Так, Ибрахиму, мир ему, было велено зарезать своего сына, как сказано в аяте:
 
يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ

Смысл: «О отец! Сделай то, что тебе велено» (сура «ас-Сафат», аят 102).

Смысл аята целиком по тафсиру «аль-Мунтахаб»: «У него родился сын, который вырос, достигнув того возраста, когда мог трудиться. И тогда Ибрахим подвергся испытанию, увидев определённый сон. Ибрахим сказал своему сыну: «О мой сын! Я видел во сне по внушению Аллаха, что я закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь об этом?» Праведный сын ответил: «О мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдёшь меня терпеливым»».
 
На самом же деле Аллах пожелал, чтобы Ибрахим, мир ему, зарезал барашка, а не своего сына. Глупость же в понимании ашаритов – это то, что запретно. А Всевышнему Аллаху никто запрещать не может. Поэтому в его действиях не может быть ничего глупого.
 
Передают, что группа кадаритов пришла к имаму Абу Ханифе, да помилует его Аллах, обнажив мечи. Они спросили у него:
 
- Это ты говоришь, что Всевышний Аллах желает для своих рабов неверия, а потом наказывает их за это?
 
Он, да помилует его Аллах, сказал им на это:
 
- Вы пришли сражаться на мечах или вести дискуссию?
 
Они ответили, что пришли вести дискуссию, и спрятали мечи. Имам сказал:
 
- Скажите мне: знал ли Аллах в предвечности, что с ними (неверующими) случится?
 
Они ответили, что знал. Имам продолжил:
 
- А если Аллах знал, что они будут кафирами, то Он пожелал подтвердить свое знание или убедиться, что ошибся?
 
Таким образом, они поняли правдивость слов имама и ложность своего учения, отказались от него и покаялись.
 
Нам могут возразить: если куфр – это то, что Аллах пожелал, значит мы должны быть этим довольны. А довольство куфром – куфр. Также если бы Аллах пожелал для кафира куфра, то кафир тем самым подчинился Аллаху, поскольку подчинение – это выполнение воли повелевающего.
 
Ответ на первое (сомнение): довольство тем, что Аллах предопределил куфр, – это подчинение Аллаху. И в этом смысле это не куфр.
 
Мы выражаем согласие с тем, что Аллах предопределил для кафира его куфр. И это наше согласие есть довольство предопределением Всевышнего, его решением, а не довольство куфром самим по себе. В этом смысле наше согласие с предопределением для нас обязательно, похвально и не может являться неверием. Правило «довольство куфром - куфр» относится к выражению одобрения убеждениям, словам и действиям куфра, исходящим от неверующих.
 
Ответ на второе (сомнение): подчинение – это согласие с повелением. А повеление – не то же самое, что воля. Поэтому подчинение – это выполнение того, что велено, а не выполнение того, что пожелали.
 
Куфр кафира не может быть подчинением Аллаху на том основании, что Аллах пожелал сделать неверующего неверующим и предопределил для него это. Подчинение – это выполнение повеления. А повеление Аллаха, обращенное ко всему человечеству – это уверовать в Него и принять то, что принес Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего. То есть Аллах велел нам быть мусульманами. И выполнение этого повеления есть подчинение.
 
Появление зла в предопределении Аллаха объяснено так: среди вещей, чье существование рационально допустимо, есть такие, которые совершенно лишены зла, как ангелы. А есть такие, чье назначение не может полностью раскрыться без того, чтобы выявилось зло при соприкосновении с противоположным ему. Пример этому – огонь. Его назначение в системе мироздания полностью не раскрывается без того, чтобы он вредил и причинял боль телам живых существ при соприкосновении с ним. При этом происходит расчленение сложных соединений при сжигании.
 
Вещи с точки зрения наличия или отсутствия в них зла делятся на:
 
- те, в которых абсолютно нет зла,

- те, в которых благо преобладает над злом. Примеры этих двух видов мы привели.

- Те, которые являются злом полностью,

- те, в чем зло преобладает,

- те, в которых блага и зла поровну.
 
И поскольку чистая божественная милость является источником всего благого и правильного, существование первого вида вещей обязательно, как например, существование абстрактных понятий.

Также обязательно и существование второго вида, поскольку отказ от большого блага ради избегания малого зла есть большое зло. Пример этого вида – огонь и его воздействие на тела живых существ. Назначение огня не может полностью раскрыться без воздействия на то, чему он причиняет вред. Воздействие огня или воздействие других вещей может привести к вреду в настоящем или в будущем, как, например, действие под влиянием одолевших человека похоти или гнева может привести к вреду в будущем. Все эти вещи способны привести к вреду. Но при этом в людях этого меньше, чем моментов преобладания здравого рассудка, и время, когда происходит вред, короче, чем время спокойствия.
 
В целом же, суть нашей позиции такова: все существующее происходит по воле Аллаха, каково бы оно ни было. При этом, благие дела происходят по Его воле, желанию, довольству, любви, повелению, установлению и предопределению. А грехи происходят по Его установлению, предопределению, воле и желанию, но не по Его повелению, довольству и любви. Любовь и довольство связаны только с благим, а это подчинение Аллаху, но не ослушание.
 
Имам аль-Ашари же считал, что любовь и довольство – это то же самое, что Воля, поэтому связаны со всем существующим (включая грехи), как и Воля. Имам аль-Ашари толковал так аят:
 
وَلَا يَرْضَىٰ لِعِبَادِهِ الْكُفْرَ

Смысл: «Аллах не доволен (не желает) для Своих рабов куфра» (сура «аз-Зумар», аят 7).
 
То есть (смысл аята в понимании имама): «Аллах не доволен куфром верующих рабов», на основании того, что Аллах говорит «Своих рабов». Однако истина такова, как мы сказали выше.
 
Такое мнение действительно передается от имама аль-Ашари, а также от имама аль-Джувейни, да помилует их Аллах. Однако имам Ибн Хуммам пишет, что это мнение противоречит мнению большинства суннитов («аль-Мусамара, шарх аль-Мусаяра», мактаба аль-Асрийя, с. 128 – 129).
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков