Циклы Авторы Сортировка

Урок 28. Действия людей сотворены Аллахом (часть 2)

3 036
2 марта, 16

Муꞌтазилиты отвечали на рациональные доводы (джабаритов) так:

 

 

 

При создании чего-то силами двух участвует Воля Всевышнего Аллаха, но не воля раба. Муꞌтазилиты не соглашались с тем, что две силы равны в отношении независимого влияния на конкретный объект, говоря, что они отличаются друг от друга величиной. Таким образом, что один человек может за определенное время преодолеть расстояние, который другой за то же самое время преодолеть не может. Если бы силы были одинаковыми, то и все объекты (их применения) были бы одинаковыми, а это не так.
 
На доводы (джабаритов) из Шариата муꞌтазилиты отвечали аятами, в которых действия относятся к людям и их воле. Например, слова Всевышнего:
 
فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ

Смысл: «Горе тем, кто пишет писание своими руками…» (сура «аль-Бакара», аят 79).
 
إِن يَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ

Смысл: «Они следуют лишь предположениям…» (сура «аль-Анꞌам», аят 116).
 
يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمْ

Смысл: «Пока они сами не изменят того, что в их душах…» (сура «аль-Анфаль», аят 53)
 
بَلْ سَوَّلَتْ لَكُمْ أَنفُسُكُمْ أَمْرًا

Смысл: «О нет! Это ваши души ввели вас в соблазн…» (сура «Юсуф», аят 83).
 
فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ

Смысл: «Душа подтолкнула его…» (сура «аль-Маида», аят 30)
 
كُلُّ امْرِئٍ بِمَا كَسَبَ رَهِينٌ

Смысл: «Каждый человек является заложником того, что он приобрел» (сура «ат-Тур», аят 21).
 
فَمَن شَاء فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاء فَلْيَكْفُرْ

Смысл: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (сура «аль-Кахф», аят 29).
 
اعْمَلُوا مَا شِئْتُمْ

Смысл: «Делайте, что хотите…» (сура «Фуссылят», аят 40).
 
فَمَن شَاء ذَكَرَهُ

Смысл: «Тот, кто хочет, вспомнит его» (сура «ꞌАбаса», аят 12).
 
لِمَن شَاء مِنكُمْ أَن يَتَقَدَّمَ أَوْ يَتَأَخَّرَ

Смысл: «Каждый, кто пожелает, может продвигаться вперед или отставать» (сура «аль-Муддассир», аят 37).
 
Свое же мнение они (муꞌтазилиты) доказывали таким рациональными доводами:
 
Если бы раб сам не выбирал (что делать), то было бы несправедливо обязывать его к чему-то (таклиф), поскольку его действия ничем бы не отличались от движений неодушевленных предметов. И следствие ложно на основании единогласного мнения всех разумных людей, согласно которому в таклифе нет ничего несправедливого.
 
Джабариты же им ответили, что их (муꞌтазилитов) довод приводит к тому же следствию (несправедливость таклифа) по двум причинам:
 
Первая: выполнение повеления при равнозначности побуждения к совершению действия и несовершению – невозможно, как и при предпочтительности побуждения к несовершению. А при предпочтительности побуждения к совершению – действие обязательно. Поэтому совершение действия либо обязательно, либо невозможно, значит, оно находится вне возможностей человека, следовательно, обязывать его к нему несправедливо.
 
Вторая: если Аллах, знает, что повеление исполнится, оно обязательно исполнится, а если знает, что оно не исполнится, выполнение его невозможно. Значит, это находится вне возможностей человека, следовательно, обязывать человека к этому несправедливо.
 
Наши ученые ахлю-с-сунна, да помилует их Аллах, осознав ясное различие между произвольными действиями и наблюдаемыми ими движениями неодушевленных предметов, лишенных чувств и выбора, пришли к очевидному выводу – и отрицающий это проявляет упрямство –  что в первых имеет место выбор (человека), а во вторых – нет.
 
При этом ясные доводы, указывающие на то, что Аллах – Творец всего, помешали им сделать вывод, что действие проистекает лишь из выбора человека. Поэтому они объединили обе позиции и сказали: действия происходят на основе Могущества Аллаха и выбора раба.
 
Позиция ахлю-с-сунна в вопросе действий творений – это золотая середина между мнениями джабаритов и муꞌтазилитов.
 
Смысл этого (утверждения) заключается в том, что Аллах установил такой порядок вещей, что, когда раб собирается совершить похвальное действие, Аллах творит это действие, а когда собирается совершить грех – Аллах так же творит это действие. В этом смысле раб – творит свои поступки, но не в буквальном смысле. И этого (выбора человека) достаточно, чтобы ему что-то повелевать и запрещать.
 
Когда установлена невозможность наличия у раба творческой силы при наличии в нем силы силы и (выбора) действия, мы можем осознать, каким образом возможно совершение одного действия силами двух: ведь одна сила – это творческая сила (Аллаха), а другая – это сила приобретения (выбора). Невозможно лишь, чтобы совершение одного действия осуществлялось двумя силами, обе из которых – творческие или выбирающие.
 
Но лучше всего – следовать в этом вопросе пути саляфов, да помилует их Всевышний Аллах, и прекратить споры об этом, оставив знание об этом Аллаху.
 
Минимум знаний, обязательных для любого мукалляфа в вопросе действий и выбора, – это быть убежденным в двух вещах:
 
1.Всевышний Аллах творит абсолютно все.

2. Человек не принуждается к выбору своих действий, которые творит Аллах.

Знание же подробностей этого вопроса не относится к разряду индивидуальной обязанности (фард аль-ꞌайн).
 
Его (имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах) слова: «вместе со своими действиями, подтверждением веры и познаниями…» указывают на то, что вера человека сотворена, и этот вопрос уже разбирался[1].
 

Его слова: «еще очевиднее, что сотворены его действия» означают, что в этом проявление совершенства Могущества Аллаха, который способен создать действия других, и в этом состоит отличие вечной силы от сотворенной, абсолютной воли от ограниченной, также в этом указание на то, что Аллах полновластно распоряжается делами Своих рабов, воплощая Свою Волю.

 

____________________

 

АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков