Циклы Авторы Сортировка

Урок 31. Вера в дозволенность протирания хуффов, сокращения намазов и в право путника не держать пост (часть 1)

4 098
12 марта, 16

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:

 

وَالتَّاسِعَةُ، نُقِرُّ بِأنَّ المَسْحَ عَلَى الخُفَّيْنِ وَاجِبٌ لِلْمُقِيمِ يَوْماً وَلَيْلَةً، وَلِلْمُسَافِرِ ثَلاثَةَ أيَّامٍ وَلَيَالِيهَا؛ لأنَّ الحَدِيثَ وَرَدَ هَكَذَا، فَمَنْ أنْكَرَ فَإنَّهُ يُخْشَى عَلَيْهِ الكُفْرُ، لأنَّهُ قَرِيبٌ مِنَ الخَبَرِ المُتَوَاتِرِ.
وَالقَصْرُ وَالإفْطَارُ في السَّفَرِ رُخْصَةٌ بِنَصِّ الكِتَابِ؛ لِقَوْلِهِ تَعَالَى: (وَإذَا ضَرَبْتُمْ في الأرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أنْ تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلاةِ)، وَفي الإفْطَارِ قَوْلِهِ تَعَالَى: (فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضاً أوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أخَرَ).

9. Мы утверждаем, что протирание хуффов (кожаных носков) обязательно для того, кто не в пути, в течение суток, а для путника – в течение трех суток, потому что хадисы сообщают об этом. А кто будет отрицать это, для того есть опасность впасть в неверие, потому что сообщения об этом близки к степени «таватур». Сокращение намазов и отпускание поста в путешествии – это облегчение, установленное текстом Корана:
 
وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ

Смысл: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» ) сура «ан-Ниса», аят 101).
 
А в отношении отпускания поста – слова Всевышнего:
 
 فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Смысл: «Если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакара», аят 184).
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Протирание хуффов (плотных, не пропускающих воду носков из кожи или другого материала) на размер трех пальцев обязательно для того, кто не находится в пути, в течение суток, а для путника – в течение трех суток.
 
Вопросы в этой теме, конечно, относятся к области фикха, а не акыды, однако в законность этих вещей обязательно верить, и они связаны с темой заблуждений и неверия, поэтому имамы нередко приводили их в книгах по акыде. Под обязательностью протирания, как дальше скажет комментатор, подразумевается обязательность веры в законность протирания хуффов.
 
Хадис об этом передают Али и группа других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, от Пророка, да благословит его Всевышний и приветствует:
 
«Мукым (тот, кто не в пути) протирает сутки, а путник – трое суток».
 
Хадис передали от Али, да будет доволен им Аллах, Муслим (276), Ибн Маджа (552) и другие имамы. Указание на то, что этот достоверный хадис передан именно от Али ибн Абу Талиба, – важный довод против шиитов, которые отрицают законность протирания хуффов.
 
Хадисы Пророка, да благословит его Всевышний Аллах и приветствует, об этом – «машхур».
 
Хадисы «машхур» – это хадисы, передающиеся тремя и более передатчиками на каждом уровне иснада (цепочки передатчиков), но так, что их количество не удовлетворяет условиям, предъявляемым к хадисам «мутаватир».
 
К ним относятся хадис от аль-Мугыры и от Салмана о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, в день завоевания Мекки прочитал все пять намазов с одним малым омовением, во время которого протер хуффы.
 
Хадиса от Салмана, да будет доволен им Аллах, с такими словами, вероятно, нет, однако он передается Муслимом (277), Тирмизи (61) и Абу Даудом (172) от Бурайды ибн аль-Хусайна, да будет Аллах им доволен.
 
От Аиши, да будет Всевышний доволен ею, передаются слова:
 
«Посланник Аллаха, да благословит его Господь и приветствует, не переставал протирать хуффы после ниспослания суры «аль-Маида»».
 
Этот хадис привел имам ад-Даракутни (746). Имеется в виду пятый аят суры «аль-Маида»:
 
«О верующие! Когда вы приступаете к совершению намаза, помойте ваши лица и руки до локтей, протрите головы и помойте ступни ног до щиколоток». Как будет сказано дальше, шииты считают, что протирание хуффов противоречит этому аяту, поэтому незаконно.
 
В «аль-Мабсут» написано, что протирание хуффов установлено хадисами «машхур», близкими к «мутаватир».
 
«Аль-Мабсут» имама Мухаммада ибн Ахмада ас-Сарахси (ум. в 483-м или в 490-м. г. по хиджре), да помилует его Аллах, – одна из самых авторитетных книг по ханафитскому фикху.
 
От Хасана аль-Басри, да помилует его Аллах, передаются слова:
 
«Я застал семьдесят сподвижников, которые считали дозволенным протирание хуффов».
 
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:
 
«Я не считал дозволенным протирание хуффов, пока не услышал хадисы об этом, ясные как день». В другой версии: «…пока не услышал хадисы, ясные, как лучи солнца».
 
Имам Абу Юсуф, да помилует его Аллах, сказал:
 
«Допускается отмена аята хадисами «машхур» о протирании (хуффов)».
 
Речь идет о вышеприведенном аяте суры «аль-Маида».
 
Аль-Кархи, да помилует его Аллах, сказал:
 
«Мы опасаемся, что отрицающий (законность) протирания может впасть в куфр, поскольку хадисы об этом близки к степени «таватур»».
 
Эти слова Абу Ханифы, Абу Юсуфа и аль-Кархи, да помилует их Аллах, передает имам ас-Сарахси в «аль-Мабсут».
 
В «аль-Муджтаба» говорится, что из слов Абу Юсуфа, да помилует его Аллах, вытекает, что отрицающий (протирание хуффов) – кафир, поскольку хадис об этом имеет ту же степень, что «мутафватир», а отрицающий «мутаватир» – кафир.
 
Вероятнее всего, имеется в виду комментарий к матну имама аль-Кудури, автором которого является имам аз-Захиди (ум. в 658-м г. по хиджре), да помилует Аллах их обоих.
 
Эти слова означают следующее: как сказал Абу Юсуф, да помилует его Аллах, хадис «машхур» также может отменять аят, а значит, он имеет такую же степень, как «мутаватир», отрицающий «мутаватир» – кафир, следовательно, отрицающий «машхур» – также кафир. Но это мнение не считается сильным.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков