Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 2. Принадлежит ли «Завещание» имаму Абу Ханифе?
Урок 2. Принадлежит ли «Завещание» имаму Абу Ханифе?
Имам Мухаммад Муртада аз-Забиди, да помилует его Аллах, в «Итхаф садат аль-муттакын» пишет об имаме ...
6 188
25 октября, 15

Урок 2. Принадлежит ли «Завещание» имаму Абу Ханифе?

6 188
25 октября, 15
Имам Мухаммад Муртада аз-Забиди, да помилует его Аллах, в «Итхаф садат аль-муттакын» (т. 2, с. 13–14) пишет об имаме Матуриди, да будет Аллах им доволен, и указывает на тот факт, что матуридитская школа акыды основана на пяти текстах, которые относят к имаму Абу Ханифе, да будет Аллах им доволен:
 
  • «аль-Фикх аль-акбар»
  • «аль-Фикх аль-абсат»
  • «аль-'Алим ва аль-мута'аллим»
  • «Рисаля Аби Ханифа иля аль-Батти»
  • «аль-Васыйя».
 
Аз-Забиди, в частности, пишет: «Ученые разошлись во  мнениях относительно того, принадлежат ли эти труды перу имама Абу Ханифы. Некоторые отрицали это, считая, что это не его книги.

Некоторые приписывали их Мухаммаду ибн Юсуфу аль-Бухари, которого тоже называли Абу Ханифой. Это мнение му'тазилитов, поскольку в этих книгах явно опровергаются их заблуждения, а они заявляют, что имам разделял их убеждения (…) Это явная ложь на имама. Ведь он сам и его ученики были первыми, кто начал говорить об акыде и обосновал свои слова сильными доказательствами в начале второго столетия (по хиджре)...»
 
Имам Абу Абдуллах ас-Саймари (автор «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи») пишет: «Поистине, имам Абу Ханифа — мутакаллим этой уммы своего времени и ее факих в вопросах дозволенного и запретного».
 
Те же ученые, которые считают вышеупомянутые пять текстов принадлежащими имаму Абу Ханифе, да будет Аллах им доволен, считают, что они были продиктованы имаму своим ученикам: сыну Хаммаду (передатчик «аль-Фикх аль-акбар»), Абу Юсуфу (передает «Рисалю» и «аль-Васыйю»), Абу Муты'у аль-Бальхы («аль-Фикх аль-абсат»), Хафсу ас-Самарканди («аль-'Алим ва аль-мута'аллим», да будет Аллах ими доволен. Пять текстов издал вместе имам Мухаммад Захид аль-Каусари, да помилует его Аллах, установив подлинность иснадов четырех из них (кроме «Васыйи»). Полный иснад «Васыйи» приводится в упомянутом издании комментария аль-Бабирти (Дар аль-Фатх) с биографиями передатчиков на стр. 28–36.
 
По достоверной цепочке передатчиков эти тексты и дошли до имама Абу Мансура аль-Матуриди, да будет Аллах им доволен.
 
Многие ученые разных веков также не оспаривали принадлежность этих текстов имаму, цитируя их полностью или частично. Перечень книг и авторов приводится в упомянутом издании на стр. 24–25.
 
Также на подлинность сочинений указывает и факт, что многие ученые комментировали их. Комментарии перечислены на стр. 25–27.
 
Имам аль-Каусари пишет в предисловии к «аль-'Алим ва аль-мута'аллим» (с. 3):
 
«Эти сочинения — опора наших ученых в изучении истинного вероучения. Это акыда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников и последующих поколений Ахлю-с-Сунна на протяжении веков, а также имама истинного пути Абу Мансура аль-Матуриди, да будет Аллах им доволен. Другие имамы разъяснили и доказали положения этих трактатов, как это сделал имам муджтахид Абу Джа'фар ат-Тахави в своей книге, известной как «аль-Акыда ат-Тахавийя» (Некоторые места «аль-Акыда ат-Тахавийя» дословно повторяют выражения из сочинений имама Абу Ханифы). Степень важности этих сочинений для исследователей ясна».
 

Предисловие комментатора (имама Акмалюддина аль-Бабирти)

 
С именем Всемилостивого Аллаха.
 
Вся хвала Аллаху, Единственному, чье Существование и Бесконечность обязательны, чье Могущество абсолютно, обладателю силы и величия, создавшему наилучший порядок вещей в сотворенном мире, давшему человеку способность постигать суть вещей. Мир и благословение лучшему из творений Мухаммаду, самому достойному из пророков, его роду и сподвижникам — праведным и богобоязненным.
 
Говорит бедный раб, надеющийся на милость своего Господа, Мухаммад ибн Махмуд ибн Ахмад, которого называют аль-Акмаль аль-Ханафи, пусть Аллах облегчит ему выполнение его желаний и дарует ему благую кончину:
 
Когда я ознакомился с книгой «Завещание», которую приписывают имаму Абу Ханифе, пусть Аллах осветит его душу и его могилу, я понял, что она — именно то, что требуется для изучения усуль ад-дин (акыды) и в ней есть все, в чем обязаны быть убеждены мусульмане. И я собрал из книг шейхов полезные дополнения, объясняющие книгу и освещающие ее темные места, подтверждающие ее содержание, выводящие из нее правила, и доказывающие положения акыды, отвечающие на критику не согласных с этой книгой, разбирающие мнения оппонентов. И я поставил себе условие сделать так, чтобы книга оказалось небольшой и легкой. Я попросил у Аллаха, чтобы она стала причиной моего попадание в Рай и воскрешения меня с лучшими и праведными людьми. Поистине Аллах способен на это, Он может выполнить мою просьбу. Его нам достаточно, и Он лучший покровитель.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков