ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Цикл завершен
Урок 15. Предопределение. Три вида действий (часть 2)
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, говорит: «Обязательные действия совершаются по повелению Алл...
Урок 15. Предопределение. Три вида действий (часть 2)
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, говорит:
.فَالفَرِيضَةُ بِأمْرِ اللهِ تَعَالَى، وَمَشِيئَتِهِ ومَحَبَتِهِ، وَرِضَاه،وقَضائِهِ وَقَدَرِهِ، وَتَخْلِيقِهِ، وحُكْمِهِ وعِلْمِهِ وتَوْفيقِهِ وَكِتَابَتِهِ في اللَّوْحِ المَحْفُوظِ
.وَالفَضِيلَةُ لَيْسَتْ بِأمْرِ اللهِ، وَلَكِنْ بِمَشِيئَتِهِ، وَمَحَبَّتِهِ، وَرِضَاه،وقَضائِهِ وَقَدَرِهِ، وَتَخْلِيقِهِ، وحُكْمِهِ وعِلْمِهِ وتَوْفيقِهِ وَكِتَابَتِهِ في اللَّوْحِ المَحْفُوظِ
.وَالفَضِيلَةُ لَيْسَتْ بِأمْرِ اللهِ، وَلَكِنْ بِمَشِيئَتِهِ، وَمَحَبَّتِهِ، وَرِضَاه،وقَضائِهِ وَقَدَرِهِ، وَتَخْلِيقِهِ، وحُكْمِهِ وعِلْمِهِ وتَوْفيقِهِ وَكِتَابَتِهِ في اللَّوْحِ المَحْفُوظِ
Обязательные действия совершаются по повелению Аллаха, по Его желанию, любви и довольству, по Его установлению (када) и предопределению (кадар), по Его сотворению, согласно Его решению, и знанию, и Его тауфику, и согласно написанному в Хранимой Скрижали. Желательные действия совершаются не по повелению Аллаха, однако по Его желанию, любви и довольству, по Его установлению (када) и предопределению (кадар), и по Его сотворению, согласно Его решению, и знанию, и Его тауфику, и согласно написанному в Хранимой Скрижали.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Все мусульмане согласны, что обязательные действия совершаются по повелению Аллаха, но разошлись относительно того, на что указывает повеление. Му'тазилиты считали, что оно указывает на Волю Аллаха, и все, что Аллах повелел, Он пожелал, чтобы оно существовало. А что не пожелал — то не повелел.
А Ахлю-с-Сунна считают, что повеление отделено от Воли. Это подобно тому, как, если сын судьи преднамеренно убил человека, судья выносит решение казнить своего сына, хотя и не желает этого.
И определение его (повеления): это высказывание, направленное от одного — чье положение выше — к другому в форме: сделай.
По сути, повеление — это любой глагол в повелительном наклонении: сделай, напиши, сядь, дай и т.д.
Слова «аль-машиа» и «аль-ирада» (воля) — синонимы, по мнению всех мутакаллимов (ученых по акыде), кроме (секты) аль-каррамийя. Каррамиты говорили: «аль-машиа» — это предвечный атрибут Всевышнего Аллаха, и он един, а «аль-ирада» — это сотворенная воля внутри Сущности Аллаха, и количество этих «воль» равна числу проявлений Воли Аллаха. И каждая такая «воля» творится Аллахом до творения того (в мире), что Он пожелал сотворить. И это заблуждение. Ведь если бы сотворенная воля могла находится в Сущности Аллаха, это значило бы, что Его Сущность — место для творений, а это привело бы к утверждению о сотворенности Творца. А это абсурд по единогласному мнению.
Му'тазилиты же считали, что Воля Аллаха сотворена, и существует сама по себе, а не находится в каком-либо месте.
И это абсурд, поскольку все возникшее сотворено через связь (та'аллюк) Воли Аллаха с ним. А если бы Воля была сотворена, то она нуждалась бы сама в другой воле и так до бесконечности. Из этого следует тасальсуль.
Тасальсуль (дурная бесконечность) — это мысленный аргумент, доказывающий ложность идеи сотворенности Аллаха и Его атрибутов. Если существование Бога имело бы начало, то он бы нуждался в другом, который дал бы его существованию начало, второй в третьем, третий в четвертом, и так далее до бесконечности. При таком положении вещей мир никогда бы не возник. А он явно существует. Значит тасальсуль — абсурд, а существование Аллаха и его атрибутов не имеет начала.
Также (идея му'тазилитов о сотворенности Воли Аллаха асбурдна), потому что сотворенная воля — это атрибут, а атрибут, с точки зрения разума, не может существовать сам по себе.
Атрибут обязательно должен находиться в какой-либо сущности, которую он описывает. Так, атрибут «белый» не существует в мире сам по себе, он нуждается в объекте для своего проявления: белый снег, белая стена и т.д.
Аль-Ка'би толковал то, что Аллах описан Волей, так: если речь идет о действии Аллаха, то смысл ее — то, что Аллах совершил это действие не по забывчивости, не под давлением или принуждением. А если речь идет о действии не Аллаха, то это значит, что Аллах повелел (творению) совершить это действие. И это толкование основано на том, что Воля (в понимании му'тазилитов) — это то, на что указывает повеление. И мы уже доказали ложность этой идеи.
Абу аль-Касим Абдуллах ибн Ахмад аль-Бальхы аль-Ка'би (ум. В 319 г. по хиджре) — основатель секты «аль-ка'бийя» внутри течения му'тазилитов.
Ан-Наджар считал, что (обладать волей) — значит не делать ничего под давлением или принуждением. Но это ложная идея, поскольку неодушевленные предметы не делают ничего под давлением или принуждением, при этом у них нет воли.
Абу Абдуллах аль-Хасан ибн Мухаммад ан-Наджар, мутакаллим, основатель секты «ан-наджарийя», которая совпадала в каких-то вопросах с му'тазилитами, в других — с суннитами, кроме того высказывала собственные мнения. Эту секту упоминает также имам ат-Тафтазани в «Шарх аль-'Акаид»: «Ан -наджарийя сказали: Аллах — Волеизъявляющий по Своей Сущности, а не на основании атрибута». Данное убеждение было присуще большинству му'тазилитов.
Предыдущий урок
Урок 14. Предопределение. Три вида действий (часть 1)
Следующий урок
Урок 16. Предопределение. Три вида действий (часть 3)
Комментарии: 0
Правила форума