Циклы Авторы Сортировка

Урок 43. Защита Аиши, да будет Аллах ею доволен. Вечность Рая и Ада (Окончание цикла)

4 160
12 апреля, 17
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
 
وَعَائِشَةُ رَضِيَ اللهُ تَعَالَى عَنْهَا بَعْدَ خَدِيجَةَ الكُبْرَى أفْضَلُ نِسَاءِ العِالَمِينَ، وَأمُّ المُؤمِنِينَ، وَمُطَهَّرَةٌ مِنَ الزِّنَا، بَرِيئَةٌ عَنْ مَا قَالَ الرَّوَافِضَ، فَمَنْ شَهِدَ عَلَيْهَا بِالزِّنَا فَهُوَ وَلَدُ الزِّنَا
 
Мы утверждаем, что Аиша, после Хадиджи, да будет Аллах ими доволен, – лучшая женщина мира, и она мать правоверных, чиста от прелюбодеяния и от того, что о ней говорят рафидиты. А кто будет обвинять ее в прелюбодеянии, тот сам дитя от прелюбодеяния.
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Во все это мы верим. Да унизит Всевышний Аллах рафидитов!
 
«А кто будет обвинять ее в прелюбодеянии, тот сам дитя от прелюбодеяния»: более того, такой человек кафир, ибо он отрицает аяты Корана, в которых говорится о ее невиновности, да будет Аллах ею доволен. А тот, кто отрицает коранические аяты – кафир!
 
Ученые высказывали разные мнения по вопросу, кто является лучшей женщиной мира. Одни, как указывает имам, да будет Аллах им доволен, считали, что это госпожа Хадиджа, да будет ею доволен Всевышний. Другие – и это мнение большинства ашаритов – считали, что это госпожа Фатыма, мир ей, как об этом пишет, приводя доказательства, имам Абдуль-Кахир аль-Багдади в книге «Усуль ад-дин» (с. 161, Дар аль-фикр, Бейрут). Третья группа ученых предпочла отказаться от выражения позиции по вопросу, кто лучше – Аиша или Фатыма, да будет Аллах ими доволен. И это точка зрения имама Али аль-Кари, высказанная им в комментарии к «Бад аль-амали». Он пишет: «Воздержаться от предпочтений более безопасно, как об этом пишет Ибн Джамаꞌа» («Дау аль-маꞌали», с. 115, Дар аль-Бейрути, 2011). На нас не лежит обязанность устанавливать, кто из них лучше. Мы обязаны уважать всех жен и дочерей Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
 
Затем имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
 
وَأهْلُ الجَنَّةِ في الجَنَّةِ خَالِدُونَ، وَأهْلُ النَّارِ في النَّارِ خَالِدُونَ، لِقَوْلِهِ تَعَالَى في حَقِّ المُؤمِنِينَ: (أُولئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ) وَفي حَقِّ الكُفَّارِ: (أولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيها خَالِدُونَ).
 
Мы утверждаем, что обитатели Рая будут там вечно, а обитатели Ада будут там также вечно, согласно словам Всевышнего Аллаха о верующих:
 

أُولَـٰئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

 
Смысл: «А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая» (сура «аль-Бакара», аят 82) 
 
, – а в отношении неверующих:
 

أُولَـٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ  هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

 
Смысл: «Обитателями Ада. Они пребудут там вечно» (сура «аль-Бакара», аят 39).
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Эти слова имама означают, что, согласно нашему (матуридитов) мнению, прощение кафира невозможно рационально. А согласно мнению имама аль-Ашари, вечное пребывание верующих в Аду и вечное пребывание кафиров в Раю – рационально допустимо. Но это невозможно, поскольку Шариат утверждает обратное.
 
Он (имам аль-Ашари, да будет Аллах им доволен) доказывает это тем, что Аллах может распоряжаться в своих владениях, как пожелает. Это не будет несправедливостью, ибо несправедливость – это распоряжаться в чужих владениях.
 
Мы же (матуридиты) считаем, что это (вечное пребывание верующих в Аду и вечное пребывание кафиров в Раю) – рационально невозможно, поскольку разум требует, чтобы была разница между праведником и злодеем. Всевышний Аллах говорит о разнице между ними в следующих аятах:
 

أَمْ نَجْعَلُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَالْمُفْسِدِينَ فِي الْأَرْضِ أَمْ نَجْعَلُ الْمُتَّقِينَ كَالْفُجَّارِ

 
Смысл: «Неужели Мы уравняем тех, кто уверовал и совершал праведные поступки, с теми, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы уравняем богобоязненных с грешниками?» (сура «Сод», аят 28).
 

 

أَمْ حَسِبَ الَّذِينَ اجْتَرَحُوا السَّيِّئَاتِ أَن نَّجْعَلَهُمْ كَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَوَاءً مَّحْيَاهُمْ وَمَمَاتُهُمْ سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ

 
Смысл: «Неужели те, которые выбрали зло, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные поступки, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!» (сура «аль-Джасия», аят 21).
 

 أَفَنَجْعَلُ الْمُسْلِمِينَ كَالْمُجْرِمِينَ مَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ

 
Смысл: «Неужели Мы уровняем мусульман с грешниками?! Что с вами? Как вы судите?!» (сура «аль-Калям», аяты 35 – 36).
 
И помещение верующего в Ад навечно, и помещение кафира в Рай навечно – несправедливость, поскольку это было бы неправильным распоряжением ими. Воздать злом праведнику и благом злодею – это было неправильным распоряжением ими, следовательно, несправедливостью. Всевышний Аллах пречист от этого!
 
Полновластное распоряжение в своих владениях допустимо, когда оно основано на мудрости. А если не основано, то это плохое управление.
 
И установлено, что обитатели Рая пребудут в Раю вечно, а обитатели Ада – в Аду вечно. Всевышний Аллах говорит:
 

وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَـئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

 
Смысл: «А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая» (сура «аль-Бакара», аят 82).
 

وَالَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِآيَاتِنَا أُولَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

 
Смысл: «А неверующие, которые посчитали Наши знамения ложью, – они обитатели Ада, и они пребудут там вечно» (сура «аль-Бакара», аят 39).
 
Все сунниты – ашариты и матуридиты – единогласно утверждают, что обитатели Рая пребудут в Раю вечно, а обитатели Ада – в Аду вечно. Существование Ада и Рая не имеет конца. Разница между двумя школами каляма только в том, каким путем это установлено: матуридиты считают, что это установлено как Шариатом, так и разумом, а ашариты – что только Шариатом.
 
И шейх Абу Мансур аль-Матуриди пишет в «Китаб ат-Таухид» о разнице между кафиром и грешником, а также о возможности прощения для грешника, и невозможности – для кафира:
 
«Куфр – это совокупность убеждений. А любая совокупность убеждений – вне времени. За это кафир и будет нести наказание. А грехи – это действия, и они связаны с определенным временем, когда грешником овладели его страсти. За это грешник и понесет наказание. Куфр – мерзость сам по себе, он никогда не может быть ничем другим, он всегда запретен. Значит, согласно разуму, и наказание за него не может быть отменено. Другие же грехи, согласно разуму, могут быть иногда дозволены. Так же и наказание (может быть отменено). Прощение кафира – это было бы прощение за то, что не допускает прощения, ибо кафир отрицает Того, кто дает ему блага, и считает, что имеет на это право. Другое дело с грехами: совершающий их знает Того, кто дает ему блага и знает о возможности прощения. Потому и прощение для него разум допускает».
 
Это окончание того, что мы пожелали сказать в нашем толковании к благословенному «Завещанию». Пусть Аллах сделает эту книгу полезной для ищущих знания, заступником для ее автора и читателей. Вся хвала Одному Аллаху. Да благословит Всевышний Мухаммада и его род!
 
Также на этом заканчивается – по милости Всевышнего Господа и благодаря Его помощи – наша работа по переводу этого полезного комментария. Мы постарались по мере наших скромных сил и знаний добавить к нему некоторые примечания, которые мы сочли уместными, для пояснения отдельных мест книги. Мы просим у Всевышнего простить наши ошибки и сделать наши усилия благим делом на Весах деяний в Судный день для всех, кто имел отношение к работе над книгой. Просим у Аллаха укрепить на истине нас и всех читателей. Амин!
 
Стамбул, 21 Шаꞌбана 1437 года по хиджре.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков