ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Цикл завершен
Урок 14. Предопределение. Три вида действий (часть 1)
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: «Мы подтверждаем, что предопределение добра и зла – ...
Урок 14. Предопределение. Три вида действий (часть 1)
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:
وَتَقْدِيرُ الخَيْرِ وَالشَّرِّ مِنَ اللهِ تَعَالَى؛ لأنَّهُ لَوْ زَعَمَ أحدٌ أنَّ تَقْدِيرَ الخَيْرِ وَالشًّرِّ مِنْ غَيْرِهِ لَصَارَ كَافِراً بِاللهِ تَعَالَى، وَبَطَلَ تَوْحِيدُهُ، والله أعلم
Мы подтверждаем, что предопределение добра и зла – от Аллаха. А кто будет заявлять, что предопределение добра или зла – не от Аллаха, тот не верует в Аллаха и его вера аннулируется. Аллах знает лучше.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Аллах — Творец всего, чье существование допустимо.
Ученые по акыде делят все вещи на три категории:
1. То, существование чего с позиции разума обязательно. Это Существование Аллаха и Его атрибутов.
2. То, чье существование с позиции разума является допустимым. К этой категории относится все сотворенное.
3.То, существование чего с позиции разума невозможно. Это, например, существование второго Бога.
К допустимому относится также и зло. Поэтому Аллах Творец и зла также. А тот, кто утверждает, что Аллах не творит зло, тот кафир, потому что придает Аллаху сотоварища. Поэтому имам (Абу Ханифа), да помилует его Аллах, говорит:«А кто будет заявлять, что предопределение добра или зла – не от Аллаха, тот не верует в Аллаха и его вера аннулируется».
Как можно (такое заявлять), ведь Всевышний говорит:
إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ
Смысл: «Поистине, мы сотворили все (каждую вещь), согласно предопределению» (Сура «аль-Камар», аят 49).
Также Всевышний говорит:
قُلْ كُلٌّ مِّنْ عِندِ اللَّـهِ
Смысл: «Скажи: все от Аллаха» (Сура «ан-Ниса», аят 78).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе: «Предопределение добра и зла — от Всевышнего Аллаха».
Этот хадис передал имам Абу Ханифа в «аль-Фикх аль-Абсат». Иснад его достоверный. Также близкие к этим слова есть в известном «хадисе Джибриля», переданном от Умара, да будет Аллах им доволен, в «Сахих Муслим» (№ 8).
И это известный хадис. И продолжение темы придет в следующем разделе, иншааЛлах.
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:
نُقِرُّ بِأنَّ الأعْمَالَ ثَلاثَةٌ؛ فَرِيضَةٌ، وَفَضِيلَةٌ، وَمَعْصِيَةٌ
Мы подтверждаем, что есть три вида действий: обязательные, желательные и греховные.
Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, упоминает здесь хукмы Шариата, хотя речь и идет об акыде, в качестве вступления к теме Воли Всевышнего Аллаха.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Имам имел в виду под действиями те, которые связаны с вечной жизнью, те, за которые положены награда или наказание. И ином случае, у действий больше видов, нежели три.
Слово «فَرِيضَةٌ» образовано от «فرض», что значит однозначность или определенность. Всевышний Аллах говорит:
سُورَةٌ أَنزَلْنَاهَا وَفَرَضْنَاهَا
Смысл: «Сура, которую Мы ниспослали и обязали вас...» (Сура «ан-Нур», аят 1). То есть: определили для вас и сделали обязательными положения (хукмы), которые в ней содержатся.
И все, что установлено однозначным доказательством, в котором не может быть сомнения, называется «фардом», потому что это однозначное (положение религии). И отрицающий фард становится кафиром, а не совершающий — грешником (фасиком).
Слово «فَضِيلَةٌ» образовано от «فضل», что означает прибавку. И здесь имеются в виду сунны и нафль. Сунна бывает двух видов: «сунна аль-худа», не совершающий ее заслуживает порицания. Это, например, коллективный намаз и азан. Второй вид — «сунна аз-заваид». Не совершающий ее не заслуживает порицания. Это например, подражание Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в одежде, способе стоять или сидеть.
«Нафль» — это то, за совершение чего положена награда, а за оставление не полагается наказания.
Если скажут: из этого деления следует, что имам (Абу Ханифа) также делит положения Шариата на три вида, как и имам аш-Шафии, потому что он не упоминает ваджиб.
Я отвечу на это: ваджиб, возможно, включен в обязательное, потому что выполнение ваджиба также обязательно.
Ваджиб в ханафитском усуль аль-фикх также называют «аль-фард аль-'амали», то есть фард в плане его выполнения. То есть разница между фардом и ваджибом заключается, главным образом, в том, что отрицающий установленный фард является кафиром, а отрицающий ваджиб — нет. Но в том плане, что выполнение ваджиба обязательно, он также является фардом (обязательным к совершению действием).
Предыдущий урок
Урок 13. Дела - не часть имана
Следующий урок
Урок 15. Предопределение. Три вида действий (часть 2)
Комментарии: 0
Правила форума