ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Цикл завершен
Урок 13. Дела - не часть имана
Действия не есть иман, а иман не есть действия, согласно доказательству, что большую часть времени н...
Урок 13. Дела - не часть имана
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:
وَالعَمَلُ غَيْرُ الإيمَانِ، وَالإيمَانُ غَيْرُ العَمَلِ؛ بِدَلِيلِ أنَّ كَثِيراً مِنْ الأوْقَاتِ يَرْتَفِعُ العَمَلُ عَنْ المُؤمِنِ، وَلا يَجُوزُ أنْ يُقَالُ إرْتَفَعَ عَنْهُ الإيمَانُ، فَإنَّ الحّائِضَ رَفَعَ اللهُ عَنْهَا الصَّلاةَ، وَلا يَجُوزُ أنْ يُقَالَ: رَفَعَ اللهُ عَنْهَا الإيمَانَ. وَأَمَرَهَا بِتَرْكِ الإيمَانِ. وَقَالَ لَهَا الشّاَرِعُ: دَعِي الصَّوْمَ ثُمَّ أقْضِيهِ. وَلا يَجُوزُ أنْ يُقَالَ: دَعِي الإيمَانَ ثُمَّ أقْضِيهِ. وَيَجُوزُ أنْ يُقَالَ: لَيْسَ عَلَى الفُقَرَاءِ زَكَاةٌ. وَلا يَجُوزُ أنْ يُقَالَ: لَيْسَ عَلَى الفُقَرَاءِ إيمَانٌ.
Действия не есть иман, а иман не есть действия, согласно доказательству, что большую часть времени на человеке нет обязанности совершать действия, но при этом нельзя говорить, что на нем не лежит обязанность имана. И с женщины в состоянии менструации и послеродового очищения снята обязанность совершать намаз, но нельзя говорить, что с нее снята обязанность имана и ей велено оставить иман. Также Всевышний сказал ей, чтобы она не постилась, а затем восполнила пост, но нельзя говорить, что ей велели оставить иман, а затем его восполнить. Можно сказать, что на бедняке нет обязанности выплаты закята, но нельзя говорить, что на нем нет обязанности имана.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Ученые разошлись в отношении того, являются ли действия частью имана или нет. Имам (Абу Ханифа), да помилует его Аллах, отрицал это. А ахлю-хадис считали, что являются. Также это мнение передается от Малика, аш-Шафии, аль-Ауза'и, захиритов и Ахмада ибн Ханбаля, да помилует их Аллах. Они считали, что иман — это вера в сердце, подтверждение языком и выполнение столпов (Ислама). И передается от му'тазилитов, что они считали, будто иман — это вера в Аллаха, Его Посланника и отказ от грехов.
Затем те, кто считал, что действия — часть имана, также разошлись: имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, считал, что большие грехи не выводят из Ислама. Это очень сложно (понять), поскольку имя включает в себя все то, что им называется, и при исчезновении части исчезает целое. Поэтому при отсутствии части имана, должен отсутствовать и сам иман.
Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, на самом деле не утверждал, что дела — часть сущности имана. Имам хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да помилует его Аллах, пишет в «Фатх аль-Бари» (т.1, с. 46): «Саляфы говорили: иман — это вера в сердце, подтверждение языком и выполнение столпов (Ислама). Они хотели этим сказать, что дела — это условие совершенства имана». Имам Али аль-Кари в «Дау аль-ма'али фи шарх Бадъ аль-амали» добавляет: «Они считали, что дела — часть совершенного имана, но не так, что при отсутствии дел, иман отсутствует. Это мазхаб му'тазилитов и хариджитов».
Имам аль-Фархари пишет в книге «ан-Нибрас», толковании на «Шарх аль-'Акаид» имама ат-Тафтазани (с. 543, Ясин, Стамбул), что саляфы считали праведные дела частью имана в значении «'урфа», в том смысле, что дела обычно сопровождают иман, не подразумевая при этом, что при отсутствии дел иман отсутствует. Это подобно тому, как дерево обычно имеет ветви и листья, которые являются его частью, однако мы можем представить себе дерево без ветвей и листьев.
Что касается му'тазилитов, то их убеждение последовательно вытекает из того, что они считали, что грешник (фасик) выходит из состояния имана, но не впадает в состояние куфра, как мы уже сказали. В своих претензиях они опирались на слова Всевышнего:
وَمَا كَانَ اللَّـهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ
Смысл: «Аллах никогда не даст пропасть вашему иману» (Сура аль-Бакара, аят 143).
Смысл аята до конца по тафсиру «аль-Мунтахаб»: «Сначала Мы сделали Киблу в Иерусалиме, которой ты, Мухаммад, держался. Это было сделано для того, чтобы узнать тех, кто послушен Аллаху и последует за пророком Мухаммадом, и тех, кто, из-за чрезмерной, фанатичной любви к своему арабскому роду и наследию Ибрахима, не покорен Аллаху и не захочет идти по праведному пути, указанному в Коране. Обратиться в сторону Иерусалима было трудно, но не для тех, кого Аллах повёл прямой дорогой. У того, кто обратился к Иерусалиму своевременно, когда ему было приказано, никогда не пропадёт вера. Аллах никогда не даст пропасть вашему иману. Аллах с людьми кроток и милосерден!»
И суть их доказательства в том, что, если бы дела не были частью понятия имана, то дела не были тем, на что он указывает, а также частью или следствием того, на что указывает понятие имана. Тогда нельзя было бы употреблять слово «иман» в отношении дел, а Аллах в этом аяте употребляет его, говоря о намазе в сторону Иерусалима, как это передают толкователи Корана. Следовательно, дела — это иман.
Ответ на это: мы не признаем, что Он (Всевышний Аллах) назвал намаз иманом. Значение имана здесь то же — вера в сердце (тасдик). Таким образом, смысл аята: «Аллах не даст пропасть вашему иману из-за намза в направлении Иерусалима», то есть Аллах не называет дела иманом.
То есть Аллах не даст пропасть награде за намазы, совершенные в направлении Иерусалима, после изменения направления киблы на Каабу, потому что мусульмане поверили в Аллаха, Его Посланника, да благословит его Всевышний и приветствует, и Его Шариат, частью которого было совершение намаза в направлении Иерусалима.
Также можно это доказать от обратного: если бы дела были частью понятия имана, нельзя было бы их назвать иманом, а они так названы. Но (му'тазилиты могли бы на это ответить, что) нельзя сказать, что мы не признаем того, что, если бы дела были частью понятия имана, их нельзя было бы назвать иманом, поскольку часть можно назвать именем целого иносказательно.
Например, намаз — частный вид поклонения. Намаз — часть, а поклонение — целое. Допустимо, например, сказать: «Люди совершают поклонение в мечети», имея в виду намаз.
Таким образом, получается, что мы говорим: намаз назван иманом иносказательно. Но основа (в языке) — буквальное значение. Поэтому мы должны предпочитать буквальное значение слова. А иман в языке означает веру в сердце (тасдик), а не поклонение.
Наше же (Ахлю-с-Сунна) доказательство: иман часто упоминается (в Коране) рядом с делами. Аллах говорит:
الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ
Смысл: «Которые веруют в сокровенное и совершают намаз» (Сура «аль-Бакара», аят 3).
Также Аллах говорит:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ
Смысл: «Поистине, те, которые уверовали и совершали благие деяния...» (Сура «аль-Бакара», аят 277).
И примеров этому много. А то, что идет после союза «и» — не то же, самое, что идет до него.
А если (му'тазилиты на это) скажут: дела — часть понятия имана. А часть отличается от целого. Поэтому из соединения имана и дела через союз «и» не следует, что дела исключаются из понятия имана.
Я отвечу: мы не можем сказать, что часть отличается от целого. Если предположить это, допуская, что дела не исключаются из понятия имана, то получилось бы бессмысленное повторение. Также иман — это условие (действительности) действий (поклонения). Аллах говорит:
وَمَن يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتِ وَهُوَ مُؤْمِنٌ
Смысл: «А кто совершал праведные дела, будучи верующим...» (Сура «Та Ха», аят 112).
А условие не то же самое, что то, что оно обуславливает. И Аллах сначала призвал к вере (иману), а затем обязал совершать (праведные) дела. Он говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ
Смысл: «О те, которые уверовали, вам предписано...» (Сура «аль-Бакара», аяты 178, 183).
В первом аяте: «вам предписано возмездие за убитых (кысас)...». Во втором: «вам предписан пост...»
И это доказательства того, что часть отлична от целого, и того, что под иманом подразумевается вера в сердце (тасдик). Поэтому и враги Аллаха так испугались, когда воочию увидели наказание именно за отказ от веры, а не от других деяний. Например, в переданных Всевышним Аллахом словах Фараона, сказанных перед тем, как утонуть:
آمَنتُ أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ
Смысл: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Которого уверовали сыны Исраиля...» (Сура «Юнус», аят 90).
А также в словах народа пророка Юнуса, мир ему:
آمَنَّا بِاللَّـهِ وَحْدَهُ وَكَفَرْنَا بِمَا كُنَّا بِهِ مُشْرِكِينَ
Смысл: «Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!» (Сура «Гафир», аят 84).
Имам (Абу Ханифа), да помилует его Аллах, доказывает это в тексте («аль-Васыйя») тем, что обязанность совершать действия могут быть сняты с верующего, как например обязанность намаза и поста с женщины в период менструации, или обязанность закята и хаджа с бедняка, или же обязанность намаза с больного, не способного совершать его даже наклонами головы. Однако со всех них не снята обязанность имана. И если бы действия были бы иманом, то все бедняки не были бы верующими. А это явно не так.
Предыдущий урок
Урок 12. Положение совершающего большие грехи (часть 2)
Следующий урок
Урок 14. Предопределение. Три вида действий (часть 1)
Комментарии: 0
Правила форума