ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Цикл завершен
Урок 40. Возможность увидеть Аллаха (часть 1)
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Мы утверждаем, что верующие увидят Аллаха в Ра...
Урок 40. Возможность увидеть Аллаха (часть 1)
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
وَلِقَاءُ اللهِ تَعَالَى لأهْلِ الحَقِّ حَقٌّ، بِلا كَيْفِيَّةٍ، وَلا تَشْبِيهٍ، وَلا وَجْهٍ
Мы утверждаем, что верующие увидят Аллаха в Раю без образа, подобия и направления.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Эти слова означают, что Аллаха можно будет увидеть в следующей жизни. Способность Его видеть появится у верующих в вечной жизни, и Его лицезрение будет ясным, подобно тому, как в этой жизни мы видим луну. Му'тазилиты же отрицали такую возможность.
Слова имама «без образа, подобия и направления» означают, что у Аллаха не будет образа, видимого глазом, или с помощью обычного зрения Его нельзя будет увидеть, как мы видим объект, находящийся перед нами.
Такое видение утверждали мушаббиха и каррамийя: они считали допустимым видение Аллаха, потому что верили, что Аллах находится в каком-либо направлении и занимает место (в пространстве). Пречист Всевышний от этого!
Наша вера в видение Аллаха основано на доводах Шариата, при этом рациональные доказательства не допускают того понимания, которое было у этих сект.
Что касается первого – веры в истинность видения Аллаха – то доводов на это несколько:
1. Муса, мир ему, просил у Аллаха позволения увидеть Его. И если бы увидеть Аллаха было принципиально невозможно, сама просьба об этом была бы невежеством.
А мы не можем предполагать, чтобы пророк был бы невежественным. Пророки, мир им всем, лучше остальных людей знали, что обязательно, что допустимо и что невозможно в отношении Всевышнего.
2. Всевышний Аллах связал видение Себя с сохранением в целости горы. И то, что гора не разрушится, – рационально допустимо. Значит, и то с чем это связано рационально допустимо. Следовательно, видение Аллаха рационально допустимо.
В обоих доказательствах речь идет о следующем аяте Священного Корана:
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он (Аллах) сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня»…» (сура «аль-Аꞌраф», аят 143).
Подробно о том, каким образом этот аят служит доказательством истинности видения Аллаха, пишет имам Фахруддин ар-Рази, да помилует его Аллах, в «ат-Тафсир аль-кабир» в комментарии к этому аяту.
3. Слова Всевышнего Аллаха:
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ
Смысл: «Лица в этот день будут сиять. И взирать на своего Господа» (сура «аль-Кыяма», аяты 22 – 23).
Суть доказательства: глагол «نظر» («взирать») означает либо «видеть», либо «поворачивать зрачок глаза в направлении объекта, чтобы его увидеть» (то есть «смотреть»). И верный смысл тут – первый. Второе значение невозможно использовать, поэтому необходимо перенести смысл с действия на его результат («видеть» вместо «смотреть»). А обозначать результат действия словом, обозначающим само действие – это из самых изящных видов иносказания.
Иными словами, значение «смотреть» здесь не подходит, поскольку этот глагол – как сказал автор – обозначает движение взгляда в направлении объекта. А раз Всевышний Аллах не есть тело или объект в пространстве, то это значение не подходит.
4. Слова Всевышнего:
كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ
Смысл: «Но нет! В тот день они будут отделены завесой от своего Господа» (сура «аль-Мутаффифин», аят 15).
Суть доказательства: Всевышний Аллах угрожает кафирам тем, что в Судный день они будут скрыты от Господа завесой (то есть не увидят Его). Следовательно, верующие в этот день не будут скрыты завесой от своего Господа. Иначе в этой угрозе для кафиров не было бы смысла. Значит, верующие в этот день не будут скрыты завесой от своего Господа, и увидят Его.
По каждому из этих доказательств в объемных книгах (по акыде) приводится детализация.
Что касается второго –того, что Всевышнего Аллаха увидят без уподобления (Его творениям), у Него не будет образа, видимого глазом, или с помощью обычного зрения Его нельзя будет увидеть, как мы видим объект, находящийся перед нами – то это следует из известного положения, что Всевышний Аллах пречист от направления, места и нахождения перед кем-либо.
Предыдущий урок
Урок 39. Вера в воскрешение (часть 2)
Следующий урок
Урок 41. Возможность увидеть Аллаха (часть 2)
Комментарии: 1
Правила форума