Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 40. Возможность увидеть Аллаха (часть 1)
Урок 40. Возможность увидеть Аллаха (часть 1)
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Мы утверждаем, что верующие увидят Аллаха в Ра...
6 000
1
1 апреля, 17

Урок 40. Возможность увидеть Аллаха (часть 1)

6 000
1
1 апреля, 17
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
 
وَلِقَاءُ اللهِ تَعَالَى لأهْلِ الحَقِّ حَقٌّ، بِلا كَيْفِيَّةٍ، وَلا تَشْبِيهٍ، وَلا وَجْهٍ
 
Мы утверждаем, что верующие увидят Аллаха в Раю без образа, подобия и направления.
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Эти слова означают, что Аллаха можно будет увидеть в следующей жизни. Способность Его видеть появится у верующих в вечной жизни, и Его лицезрение будет ясным, подобно тому, как в этой жизни мы видим луну. Му'тазилиты же отрицали такую возможность.
 
Слова имама «без образа, подобия и направления» означают, что у Аллаха не будет образа, видимого глазом, или с помощью обычного зрения Его нельзя будет увидеть, как мы видим объект, находящийся перед нами.
 
Такое видение утверждали мушаббиха и каррамийя: они считали допустимым видение Аллаха, потому что верили, что Аллах находится в каком-либо направлении и занимает место (в пространстве). Пречист Всевышний от этого!
 
Наша вера в видение Аллаха основано на доводах Шариата, при этом рациональные доказательства не допускают того понимания, которое было у этих сект.
 
Что касается первого – веры в истинность видения Аллаха – то доводов на это несколько:
 
1. Муса, мир ему, просил у Аллаха позволения увидеть Его. И если бы увидеть Аллаха было принципиально невозможно, сама просьба об этом была бы невежеством.
 
А мы не можем предполагать, чтобы пророк был бы невежественным. Пророки, мир им всем, лучше остальных людей знали, что обязательно, что допустимо и что невозможно в отношении Всевышнего.
 
2. Всевышний Аллах связал видение Себя с сохранением в целости горы. И то, что гора не разрушится, – рационально допустимо. Значит, и то с чем это связано рационально допустимо. Следовательно, видение Аллаха рационально допустимо.
 
В обоих доказательствах речь идет о следующем аяте Священного Корана:
 

«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он (Аллах) сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня»…» (сура «аль-Аꞌраф», аят 143).

 
Подробно о том, каким образом этот аят служит доказательством истинности видения Аллаха, пишет имам Фахруддин ар-Рази, да помилует его Аллах, в «ат-Тафсир аль-кабир» в комментарии к этому аяту.
 
3. Слова Всевышнего Аллаха:
 

وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ  إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ

 
Смысл: «Лица в этот день будут сиять. И взирать на своего Господа» (сура «аль-Кыяма», аяты 22 – 23).
 
Суть доказательства: глагол «نظر» («взирать») означает либо «видеть», либо «поворачивать зрачок глаза в направлении объекта, чтобы его увидеть» (то есть «смотреть»). И верный смысл тут – первый. Второе значение невозможно использовать, поэтому необходимо перенести смысл с действия на его результат («видеть» вместо «смотреть»). А обозначать результат действия словом, обозначающим само действие – это из самых изящных видов иносказания.
 
Иными словами, значение «смотреть» здесь не подходит, поскольку этот глагол – как сказал автор – обозначает движение взгляда в направлении объекта. А раз Всевышний Аллах не есть тело или объект в пространстве, то это значение не подходит.
 
4. Слова Всевышнего:
 

كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ

 
Смысл: «Но нет! В тот день они будут отделены завесой от своего Господа» (сура «аль-Мутаффифин», аят 15).
 
Суть доказательства: Всевышний Аллах угрожает кафирам тем, что в Судный день они будут скрыты от Господа завесой (то есть не увидят Его). Следовательно, верующие в этот день не будут скрыты завесой от своего Господа. Иначе в этой угрозе для кафиров не было бы смысла. Значит, верующие в этот день не будут скрыты завесой от своего Господа, и увидят Его.
 
По каждому из этих доказательств в объемных книгах (по акыде) приводится детализация.
 
Что касается второго –того, что Всевышнего Аллаха увидят без уподобления (Его творениям), у Него не будет образа, видимого глазом, или с помощью обычного зрения Его нельзя будет увидеть, как мы видим объект, находящийся перед нами – то это следует из известного положения, что Всевышний Аллах пречист от направления, места и нахождения перед кем-либо.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 1

Правила форума
Nurmuhamad Abdullah
Nurmuhamad Abdullah
-1
<p>Ассаляму аляйкум рохматуллохи ва баракатух. Хазрат, джазакуму лохи хойр. Пусть Аллах Субхана ва Таала даст вам огромные награды за ваши старания. Объясните пожалуйста, или прокомментируйте предпоследний аят суры "Ясин". На счёт субути сифата Аллах Роббиль иззат - Таквин (то есть Кун фа якун).</p>
1 октября, 17
Список уроков