Циклы Авторы Сортировка

Урок 32. Вера в дозволенность протирания хуффов, сокращения намазов и в право путника не держать пост (часть 2)

5 394
23 марта, 16

Доказательством того, что отрицающий протирание (хуффов) – еретик и сторонник недозволенных новшеств, служит история, переданная Абу Ханифой, да помилует его Аллах, от Катады.


Катада ибн Диꞌама (ум. в 118-м г. по хиджре) – великий муфассир и мухаддис поколения табиинов.
 

Катада приехал в Куфу и встретился с Абу Ханифой. Катада сказал ему:

- Говорят, что ты шиит.

Абу Ханифа, да помилует его Аллах, ответил ему:

- Нет, я верю в превосходство двух шейхов (Абу Бакра и Умара, да будет Аллах ими доволен), люблю двух зятьев (Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то есть Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах) и считаю дозволенным протирание хуффов.

Катада ответил:

- Ты прав, следуй этому.

Он повторил эти слова три раза.

Эту историю приводит имам ас-Самарканди в «Тухфат аль-фукаха» (т. 3, с. 328, Дар аль-кутуб аль-ꞌильмийя).

Хариджиты и имамиты запрещали протирать хуффы. Также это было мнение Абу Бакра ибн Дауда, которое противоречило мнению его отца.

Абу Бакр ибн Дауд аль-Асбахани аз-Захири (ум. в 297-м г. по хиджре), факих и поэт, сын имама Дауда аз-Захири, основателя захиритского мазхаба фикха.

Могу спросить: почему (имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен) сказал (что протирание хуффов) «обязательно», хотя в «аль-Хидая» и других книгах сказано, что это допустимо. Также есть расхождение (среди факихов), что лучше (мыть ноги или протирать хуффы). Были те, кто считал, что протирать лучше. Но большинство считало, что лучше мыть ноги. Также некоторые сподвижники отрицали дозволенность (протирания хуффов), например, Ибн Аббас, Аиша и Абу Хурайра. Так, Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, говорил:

«Клянусь Аллахом, Пророк, да благословит его Всевышний и приветствует, не протирал (хуффы) после ниспослания суры «аль-Маида»».

Хадис передали Ибн Аби Шейба (т. 1, с. 170), аль-Байхакы (аль-Кубра, т. 1, с. 273) и др. Однако аль-Байхакы отмечает, что он противоречит другим достоверным хадисам, в которых Ибн Аббас разрешал протирать хуффы.

Аиша, да будет Аллах ею доволен, говорила:

«Лучше пусть мне отрежут ступни, чем я стану протирать хуффы».

Передал Ибн Аби Шейба (т. 1, с. 179 – 180). Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да помилует его Аллах, пишет в «ат-Талхыс аль-хабир» (т. 1, с. 158), что, возможно, она считала протирание хуффов, запретным, а затем изменила свое мнение. Что касается хадиса от Абу Хурайры о запрете протирания, что хафиз Ибн Хаджар пишет там же, что он не достоверен.

Я отвечу на это: под «обязательно» подразумевается, что обязательно быть убежденным, что протирание хуффов дозволено. Наука усуль ад-дин не изучает тему дозволенности и запретности частных вещей, она изучает убеждения.

А что касается того, что от некоторые сподвижники запрещали (протирание хуффов), то достоверно передается их отказ от этого мнения и согласие с большинством сподвижников.

Его (имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен) слова: «сокращение намазов и отпускание поста в путешествии – это облегчение…» подразумевают убеждение в законности этих вещей, и что они – хукм Шариата, учитывающий потребности людей, и милость Всевышнего Аллаха.

Что же касается вопросов, к какому типу относится это облегчение, или что следование строгим мнениям предпочтительнее, чем следование облегчением – то эти вопросы изучаются другой наукой (усуль аль-фикх), там они описаны полнее, чем здесь. Мы об этом писали в комментарии к «аль-Манар».

«Манар аль-анвар» имама Абуль-Бараката ан-Насафи (ум. в 710-м г. по хиджре) – авторитетный по ханафитскому усуль аль-фикх, на который написано очень много комментариев.
 
Слова Аллаха:
 
وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ

означают: «Когда вы путешествуете, то на вас не будет греха, если вы будете сокращать намазы» (сура «ан-Ниса», аят 101).
 
Могу сказать: аят указывает на дозволенность сокращения намазов без указания срока, поэтому отрицавшие кыяс считали, что можно сокращать намазы без ограничения времени. Это мнение мазхаба Дауда аз-Захири. А вы ограничили аят сроком, не имея на то оснований.
 
Захириты также считали, что путешествие – это любой выход из дома на расстояние меньше одного километра. («аль-Мухалля» Ибн Хазма, т. 5, с. 19, под редакцией Ахмада Шакира, Бейрут).

Мы ответим: согласно иджма, в аяте не имеется в виду любое путешествие. Мы (ханафиты) считаем, что тут подразумевается поездка длиной трое суток (пешего пути), согласно хадису: «Мукым (тот, кто не в пути) протирает сутки, а путник – трое суток».

Также не имеет смысла возражение: в хадисе говорится о протирании (хуффов), а вы отменяете аят кыясом, что не допустимо. Мы отвечаем на это: в хадисе речь идет о длине путешествия, и мы не противопоставляем их (аят и хадис) друг другу (а объединяем их).
 
А слова Аллаха:
 
فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا

Смысл: «Если кто из вас болен (или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время)» (сура «аль-Бакара», аят 184), – это доказательство дозволенности не держать пост в пути.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков