ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Цикл завершен
Урок 30. Сила человека появляется в момент действия
Сказал имам Абу Ханифа: «Мы утверждаем, что способность совершить действие бывает только в сам момен...
Урок 30. Сила человека появляется в момент действия
Сказал имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен:
وَالثَّامِنَةُ، نُقِرُّ بِأنَّ الإسْتِطَاعَةَ مَعَ الفِعْلِ، لا قَبْلَ الفِعْلِ، وَلا بَعْدَ الفِعْلِ؛ لأنَّهُ لَوْ كَانَ قَبْلَ الفِعْلِ لَكَانَ العَبْدُ مُسْتَغْنِياً عَنِ اللهِ تَعَالَى وَقْتَ الحَاجَةِ، فَهَذَا خِلافُ حُكْمِ النَّصِّ؛ لأنَّهُ لَوْ كَانَ قَبْلَ الفِعْلِ لَكَانَ العَبْدُ مُسْتَغْنِياً عَنِ اللهِ تَعَالَى وَقْتَ الحَاجَةِ، فَهَذَا خِلافُ حُكْمِ النَّصِّ؛ لِقَوْلِهِ تَعَالَى: (واللهُ الْغَنِيُّ وَأنْتُم الْفُقَرَاءُ)، وَلَوْ كَانَ بَعْدَ الفِعْلِ لَكَانَ مِنَ المُحَالِ، لأنَّهُ حُصُولُ بِغَيْرِ اسْتِطَاعَةٍ، وَلا طَاقَةٍ
8. Мы утверждаем, что способность совершить действие бывает только в сам момент действия, но не до и не после действия. Если бы она была до действия, то рабы не нуждались бы в Аллахе в момент действия, а это противоречит решению Корана:
وَاللَّـهُ الْغَنِيُّ وَأَنتُمُ الْفُقَرَاءُ
Смысл: «Аллах – Самодостаточен, а вы нуждаетесь в Нем» (сура «Мухаммад», аят 38)[1]. А если бы способность появлялась в человеке после совершения действия, то это абсурд, потому что тогда получалось бы, что действие совершено без силы и способности, если с ним не связана способность, данная Аллахом.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Слова «способность» (аль-иститаꞌа) и «сила» (аль-кудра, аль-кувва, ат-тока) употребляются как синонимы, если речь идет о творениях. И это означает стремление и волю к совершению действия, которые приводят к осуществлению действия. И сила, по нашему (ахлю-с-сунна) мнению, бывают только в момент действия.
Если бы она была не в момент действия, то она была бы либо до, либо после действия. Второй вариант невозможен, согласно единогласному мнению (иджма), поскольку это означало бы совершение действия без силы и способности, а это абсурд.
Также если бы сила была до действия, это означало бы отсутствие ее в момент действия. Ведь сила – это акциденция ('арад), а она не присутствует постоянно. И если бы сила отсутствовала в момент действия, это также бы означало его совершение без силы, а это абсурд, подобно хватанию без руки.
К тому же (если сила была бы уже до действия), человек в этом случае не нуждался бы в Аллахе для совершения действия, а это противоречит ясному аяту Корана, который говорит о нужде людей во Всевышнем Аллахе:
وَاللَّـهُ الْغَنِيُّ وَأَنتُمُ الْفُقَرَاءُ
Смысл: «Аллах – Самодостаточен, а вы нуждаетесь в Нем» (сура «Мухаммад», аят 38).
Му'тазилиты и большинство каррамитов считали, что сила предшествует действию. По их мнению, если бы ее не было до действия и при отсутствии действия, это означало бы, что Аллах повелел бы человеку совершение определенных действий, а у того бы не было на них силы. То есть повеление было бы обращено к тому, кто не способен его выполнить. А это (по их мнению) невозможно, потому что противоречит словам Всевышнего:
لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا
Смысл: «Аллах не обязывает человека к тому, что тот не способен совершить» (сура «аль-Бакара», аят 286).
Мы (ахлю-с-сунна) отвечаем на это: под «способностью» мы понимаем наличие действительных причин и орудий.
Потенциальная способность для совершения действия, согласно суннитам, – это наличие обычных причин и отсутствие помех.
Господь пожелал установить эту – сугубо внешнюю, обычную – связь между одним творением и другим, и не нарушает ее, за исключением редчайших случаев, которые принято называть чудесами: му'джизат пророков, мир им всем, и карамат любимых рабов Аллаха – аулия.
При наличии обычной причины, скажем огня, и отсутствии помехи (например, воды) происходит сгорание дерева, а при отсутствии причины или наличии помехи не происходит.
Также причиной для ходьбы, например, будет телесное здоровье, а помехой – любая болезнь, мешающая ходьбе. Орудия же – это органы, части тела, инструменты и т.п. – то есть все, что требуется для совершения конкретного действия.
Именно это подразумевается в словах Всевышнего:
مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلاً
Смысл: «(Люди обязаны совершить хадж) если способны на это…» (сура «Аль-Имран», аят 97). В аяте подразумеваются припасы и транспорт, а не сила в буквальном смысле.
И таклиф основан именно на этом, ведь если мукалляф, согласно установленному (Аллахом) обычному порядку, желает совершить какое-то действие, то Аллах создает в нем силу для него при наличии действительных причин и орудий. И сила не возникает, если человек тратит ее на совершение того, что противоположно выполнению повеления Аллаха. И напрасно тратящий силу не извиняется. А если нет действительных причин и орудий, человек не является мукалляфом в отношении данного действия, поскольку в нем не создается сила для выполнения данного действия, даже если он сам хочет его совершить. То есть у него нет на это способности и силы. И это будет для него оправданием.
Если, например, человек способен совершить намаз, Аллах создает в ним силу для его совершения. Если сам человек не желает его совершать или вместо полноценного, действительного намаза намеренно совершит недействительный, то это полностью его собственная вина, ведь Всевышний создал в нем силу для выполнения Своего повеления, а человек сам потратил ее напрасно. Если же нет действительных причин и орудий – например, человек не может встать, чтобы пойти на пятничный намаз, или у него нет необходимого для совершения хаджа – то таклиф (обязательность выполнения данного повеления Всевышнего) с него спадает.
И поскольку таклиф опирается на действительные причины, то таклиф при их наличии не будет являться повелением, обращенным к тому, кто не способен его выполнить.
_________________________
[1] Смысл этого в том, что Всевышний Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а творения нуждаются в Аллахе, в том числе и потому, что не имеют сами способности совершить действие.
Предыдущий урок
Урок 29. Наделение пропитанием
Следующий урок
Урок 31. Вера в дозволенность протирания хуффов, сокращения намазов и в право путника не держать пост (часть 1)
Комментарии: 0
Правила форума