ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Цикл завершен
Урок 42. Вера в заступничество (шафа'ат)
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Заступничество нашего Пророка Мухаммада, да бл...
Урок 42. Вера в заступничество (шафа'ат)
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
وَشَفَاعَةُ نَبِيِّنَا محمد صلى الله عَليه وسلُم لِكُلِّ مَنْ هُوَ مِنْ أهْلِ الجَنَّةِ، وَإنْ كَانَ صَاحِبَ الكَبِيرَةِ
Заступничество нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, за каждого, заслуживающего Рай, даже если они грешники, – истина.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Заступничество нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, за совершавших большие грехи и не покаявшихся в них – истина. Всевышний Аллах повелел Пророку просить прощения за грехи верующих в Своих словах:
وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
Смысл: «Проси прощения за свои грехи и грехи верующих мужчин и женщин» (сура «Мухаммад», аят 19).
В чем смысл того, что Аллах повелел Пророку, мир ему и благословение, просить прощения за свои грехи, если рационально обязательное качество пророков – безгрешность? Ученые дали этому несколько объяснений:
-
Обращаясь к Пророку, мир ему и благословение, Аллах имеет в виду «за грехи твоей общины», ибо он один из общины. Таким образом, это языковая метонимия: названа часть, а имеется в виду целое.
-
Покаяние в грехах (истигфар) – это форма чистого поклонения. И покаяние для безгрешного пророка – это способ повысить свою степень перед Всевышним и проявить благодарность Аллаху за все дарованные ему блага, в том числе и за безгрешность.
-
Слово «истигфар» – в арабском языке означает «сокрытие, преграда». И это может быть преграда между рабом и грехами – что составляет смысл понятия «безгрешность». И это может быть преграда между грешником и наказанием – то есть из-за покаяния Аллах избавит его от наказания. То есть понятие «истигфар» в широком смысле включает в себя и идею безгрешности пророков. Это объяснение дал шейх Абдуллах аль-Гумари, да помилует его Аллах, в книге «аль-Хаватыр ад-динийя» (Мактаба аль-Кахира, с. 176 – 179).
А совершающий большие грехи – верующий, как мы объяснили ранее. И Пророк, мир ему и благословения Аллаха, просит прощения у Всевышнего за грехи верующих, выполняя Его повеление, ибо он, безгрешный, всегда подчиняется Его повелениям.
И Пророк, мир ему и благословения Аллаха, просит у Всевышнего прощения для совершавших большие грехи и не покаявшихся. И Аллах принимает его заступничество, чтобы обрадовать Своего Пророка. Аллах говорит:
وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى
Смысл: «И твой Господь непременно одарит тебя (благами в вечной жизни), так что ты будешь доволен» (сура «ад-Духа», аят 5).
Муфтий Мухаммад Шафи' аль-Усмани пишет в тафсире «Ма'ариф аль-Куран» в комментарии к этому аяту:
«Когда этот аят был ниспослан, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если это все произойдет, я не буду доволен, пока хотя бы один из моей уммы останется в огне» (Куртуби). В сообщении, переданном нашим господином Али, да будет Аллах им доволен, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Аллах примет мое заступничество за мою умму (общину)». Аллах спросит его: «О Мухаммад, ты доволен?» Он ответит: «Мой Господь, я доволен»».
Также Всевышний Аллах говорит:
يَوْمَ نَحْشُرُ الْمُتَّقِينَ إِلَى الرَّحْمَـنِ وَفْدًا ﴿٨٥﴾ وَنَسُوقُ الْمُجْرِمِينَ إِلَى جَهَنَّمَ وِرْدًا ﴿٨٦﴾ لَّا يَمْلِكُونَ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَنِ اتَّخَذَ عِندَ الرَّحْمَـنِ عَهْدًا
Смысл: «В тот день Мы соберем благочестивых перед Милостивым группами, а грешников погоним в Геенну пешком. Никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет с Аллахом» (сура «Марьям», аят 85–87).
В тафсире «Джалялейн» сказано, что «завет» здесь – это шахада. То есть речь идет исключительно о верующих.
И совершавший большие грехи (верующий) заключил завет с Аллахом, значит этот аят относится к нему.
Также Всевышний Аллах говорит:
وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَى
Смысл: «Они (ангелы) заступаются только за тех, кем Аллах доволен» (сура «аль-Анбия», аят 28).
А Аллах доволен совершавшим большие грехи в том смысле, что он – верующий и совершал и какие-то хорошие поступки. И исключение из отрицания – утверждение.
Например, из утверждения «Аллах не разрешит заступаться ни за кого, кроме верующих» следует утверждение: «Аллах разрешит заступаться за верующих».
Следовательно, за совершавшего большие грехи заступничество возможно.
Также (доказательством того, что заступничество Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, – истина) служит хадис:
«Мое заступничество – за совершавших большие грехи из моей общины». Хадис достоверный, его передали имамы ат-Тирмизи (2435, 2436) и Абу Даудом (4739).
Это известный хадис, доказывающий, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, будет заступаться за совершавших большие грехи мусульман, причем как покаявшихся, так и не покаявшихся.
Му'тазилиты же считали, что заступничество не может избавить от наказания за совершенный грех. Они как доказательство приводили несколько аятов. Среди них:
وَاتَّقُوا يَوْمًا لَّا تَجْزِي نَفْسٌ عَن نَّفْسٍ شَيْئًا
Смысл: «Бойтесь дня, когда ни один человек не принесет пользы другому…» (сура «аль-Бакара», аят 48).
Этот аят (как они считали) имеет общий смысл: в Судный никто не сможет никому помочь. Ведь слово в неопределенном состоянии («نَفْسٌ») после отрицания («لَا») имеет значение общего. Поэтому идея заступничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха, противоречит смыслу этого аята.
Также (они приводили как довод) слова Всевышнего:
مَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ حَمِيمٍ وَلَا شَفِيعٍ يُطَاعُ
Смысл: «Для не будет у беззаконника в этот день ни близкого человека, ни заступника, чье заступничество было бы принято» (сура «Гафир», аят 18).
Аллах отрицает здесь возможность любого заступничества за беззаконника. А грешники – беззаконники (совершавшие несправедливость), значит, не будет за них никакого заступничества.
Также (доводом му'тазилитов были) слова Аллаха:
مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لَّا بَيْعٌ فِيهِ وَلَا خُلَّةٌ وَلَا شَفَاعَةٌ
Смысл: «…до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества» (сура «аль-Бакара», аят 254).
В этом аяте ясно говорится, что заступничества никакого не будет. Следовательно, не будет и заступничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха, за грешников.
Я отвечу на все эти доводы так: вышеуказанные аяты не имеют общего смысла, они относятся лишь к некоторым людям в определенные периоды. Поэтому они не имеют отношения к нашей дискуссии (с му'тазилитами по вопросу заступничества).
Но даже если мы допустим, что аяты имеют обобщающий смысл и относятся к предмету нашей (с ними) дискуссии, то эти аяты все равно ограничены упомянутыми выше аятами, устанавливающими истинность за грешников. В таком случае аяты (которые приводят как доводы му'тазилиты) относятся к кафирам, что позволяет объединить все доводы.
В этом случае аяты о запрете заступничества относятся к кафирам, а аяты об истинности заступничества – к мусульманам. Таким образом, при объединении этих доводов, внешнее противоречие между аятами Корана устраняется.
Предыдущий урок
Урок 41. Возможность увидеть Аллаха (часть 2)
Следующий урок
Урок 43. Защита Аиши, да будет Аллах ею доволен. Вечность Рая и Ада (Окончание цикла)
Комментарии: 0
Правила форума