Циклы Авторы Сортировка

Урок 42. Вера в заступничество (шафа'ат)

2 092
8 апреля, 17
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
 
وَشَفَاعَةُ نَبِيِّنَا محمد صلى الله عَليه وسلُم لِكُلِّ مَنْ هُوَ مِنْ أهْلِ الجَنَّةِ، وَإنْ كَانَ صَاحِبَ الكَبِيرَةِ
 
Заступничество нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, за каждого, заслуживающего Рай, даже если они грешники, – истина.
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Заступничество нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, за совершавших большие грехи и не покаявшихся в них – истина. Всевышний Аллах повелел Пророку просить прощения за грехи верующих в Своих словах:
 

وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ

 
Смысл: «Проси прощения за свои грехи и грехи верующих мужчин и женщин» (сура «Мухаммад», аят 19).
 
В чем смысл того, что Аллах повелел Пророку, мир ему и благословение, просить прощения за свои грехи, если рационально обязательное качество пророков – безгрешность? Ученые дали этому несколько объяснений:
 
  • Обращаясь к Пророку, мир ему и благословение, Аллах имеет в виду «за грехи твоей общины», ибо он один из общины. Таким образом, это языковая метонимия: названа часть, а имеется в виду целое.
 
  • Покаяние в грехах (истигфар) – это форма чистого поклонения. И покаяние для безгрешного пророка – это способ повысить свою степень перед Всевышним и проявить благодарность Аллаху за все дарованные ему блага, в том числе и за безгрешность.
 
  • Слово «истигфар» – в арабском языке означает «сокрытие, преграда». И это может быть преграда между рабом и грехами – что составляет смысл понятия «безгрешность». И это может быть преграда между грешником и наказанием – то есть из-за покаяния Аллах избавит его от наказания. То есть понятие «истигфар» в широком смысле включает в себя и идею безгрешности пророков. Это объяснение дал шейх Абдуллах аль-Гумари, да помилует его Аллах, в книге «аль-Хаватыр ад-динийя» (Мактаба аль-Кахира, с. 176 – 179).
 
А совершающий большие грехи – верующий, как мы объяснили ранее.  И Пророк, мир ему и благословения Аллаха, просит прощения у Всевышнего за грехи верующих, выполняя Его повеление, ибо он, безгрешный, всегда подчиняется Его повелениям.
 
И Пророк, мир ему и благословения Аллаха, просит у Всевышнего прощения для совершавших большие грехи и не покаявшихся. И Аллах принимает его заступничество, чтобы обрадовать Своего Пророка. Аллах говорит:
 

وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى

 
Смысл: «И твой Господь непременно одарит тебя (благами в вечной жизни), так что ты будешь доволен» (сура «ад-Духа», аят 5).
 
Муфтий Мухаммад Шафиꞌ аль-Усмани пишет в тафсире «Маꞌариф аль-Куран» в комментарии к этому аяту:
 
«Когда этот аят был ниспослан, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если это все произойдет, я не буду доволен, пока хотя бы один из моей уммы останется в огне» (Куртуби). В сообщении, переданном нашим господином Али, да будет Аллах им доволен, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Аллах примет мое заступничество за мою умму (общину)». Аллах спросит его: «О Мухаммад, ты доволен?» Он ответит: «Мой Господь, я доволен»».
 
Также Всевышний Аллах говорит:
 

يَوْمَ نَحْشُرُ الْمُتَّقِينَ إِلَى الرَّحْمَـنِ وَفْدًا ﴿٨٥﴾ وَنَسُوقُ الْمُجْرِمِينَ إِلَى جَهَنَّمَ وِرْدًا ﴿٨٦﴾ لَّا يَمْلِكُونَ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَنِ اتَّخَذَ عِندَ الرَّحْمَـنِ عَهْدًا

 
Смысл: «В тот день Мы соберем благочестивых перед Милостивым группами, а грешников погоним в Геенну пешком. Никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет с Аллахом» (сура «Марьям», аят 85 – 87).
 
В тафсире «Джалялейн» сказано, что «завет» здесь – это шахада. То есть речь идет исключительно о верующих.
 
И совершавший большие грехи (верующий) заключил завет с Аллахом, значит этот аят относится к нему.
 
Также Всевышний Аллах говорит:
 

وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَى

 
Смысл: «Они (ангелы) заступаются только за тех, кем Аллах доволен» (сура «аль-Анбия», аят 28).
 
А Аллах доволен совершавшим большие грехи в том смысле, что он – верующий и совершал и какие-то хорошие поступки. И исключение из отрицания – утверждение.
 
Например, из утверждения «Аллах не разрешит заступаться ни за кого, кроме верующих» следует утверждение: «Аллах разрешит заступаться за верующих».
 
Следовательно, за совершавшего большие грехи заступничество возможно.
 
Также (доказательством того, что заступничество Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, – истина) служит хадис:
 

«Мое заступничество – за совершавших большие грехи из моей общины». Хадис достоверный, его передали имамы ат-Тирмизи (2435, 2436) и Абу Даудом (4739).

 
Это известный хадис, доказывающий, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, будет заступаться за совершавших большие грехи мусульман, причем как покаявшихся, так и не покаявшихся.
 
Муꞌтазилиты же считали, что заступничество не может избавить от наказания за совершенный грех. Они как доказательство приводили несколько аятов. Среди них:
 

وَاتَّقُوا يَوْمًا لَّا تَجْزِي نَفْسٌ عَن نَّفْسٍ شَيْئًا

 
Смысл: «Бойтесь дня, когда ни один человек не принесет пользы другому…» (сура «аль-Бакара», аят 48).
 
Этот аят (как они считали) имеет общий смысл: в Судный никто не сможет никому помочь. Ведь слово в неопределенном состоянии («نَفْسٌ») после отрицания («لَا») имеет значение общего. Поэтому идея заступничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха, противоречит смыслу этого аята.
 
Также (они приводили как довод) слова Всевышнего:
 

مَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ حَمِيمٍ وَلَا شَفِيعٍ يُطَاعُ

 
Смысл: «Для не будет у беззаконника в этот день ни близкого человека, ни заступника, чье заступничество было бы принято» (сура «Гафир», аят 18).
 
Аллах отрицает здесь возможность любого заступничества за беззаконника. А грешники – беззаконники (совершавшие несправедливость), значит, не будет за них никакого заступничества.
 
Также (доводом муꞌтазилитов были) слова Аллаха:
 

مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لَّا بَيْعٌ فِيهِ وَلَا خُلَّةٌ وَلَا شَفَاعَةٌ

 
Смысл: «…до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества» (сура «аль-Бакара», аят 254).
 
В этом аяте ясно говорится, что заступничества никакого не будет. Следовательно, не будет и заступничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха, за грешников.
 
Я отвечу на все эти доводы так: вышеуказанные аяты не имеют общего смысла, они относятся лишь к некоторым людям в определенные периоды. Поэтому они не имеют отношения к нашей дискуссии (с муꞌтазилитами по вопросу заступничества).
 
Но даже если мы допустим, что аяты имеют обобщающий смысл и относятся к предмету нашей (с ними) дискуссии, то эти аяты все равно ограничены упомянутыми выше аятами, устанавливающими истинность за грешников. В таком случае аяты (которые приводят как доводы муꞌтазилиты) относятся к кафирам, что позволяет объединить все доводы.
 
В этом случае аяты о запрете заступничества относятся к кафирам, а аяты об истинности заступничества – к мусульманам. Таким образом, при объединении этих доводов, внешнее противоречие между аятами Корана устраняется.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков