Циклы Авторы Сортировка

Урок 6. Одного произнесения шахады не достаточно для действительности имана (часть 1)

5 779
7 ноября, 15
.وَالإقْرَارُ وَحْدَهُ لا يَكُونُ إيمَاناً؛ لأنَّهُ لَوْ كَانَ إيمَاناً لَكَانَ المُنَافِقُونَ كُلُّهُمْ مُؤمِنِينَ

 

 

.وَكَذَلِكَ المَعْرِفَةُ وَحْدَهَا لا تَكُونُ إيمَاناً، لأنهَا لَوْ كَانَتْ إيمَاناً لَكَانَ أهْلَ الكِتَابِ كُلُّهُمْ مُؤمِنِينَ
.(قَالَ اللهُ تَعَالَى في حَقِّ المُنَافِقِينَ: (وَاللهُ يَشْهَدُ إنَّ المُنَافِقِينَ لَكاذِبُونَ
(وَقَالَ في حَقِّ أهُلِ الكِتَابِ: (الذِينَ آتَيْنَاهُمُ الكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أبْنَاءَهُمْ
 
Простое подтверждение языком не есть иман. Если бы оно было иманом, то все лицемеры считались бы верующими. И просто знание само по себе не является иманом, потому что если бы оно было иманом, то люди Писания все были бы верующими. Но Всевышний Аллах сказал: (смысл) «И Аллах свидетельствует, что лицемеры – это лжецы» (Сура «аль-Мунафикун», аят 1).

Всевышний Аллах сказал о людях Писания: (смысл) «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей» (Сура «аль-Бакара», аят 146).
 
Комментарий:
 
Мы узнали, что иман — это вера в сердце и подтверждение языком.
 
В некоторых рукописях книги здесь сказано: «иман — это вера в сердце».
 
И тот, кто посчитал, что иман — это только подтверждение языком, как каррамиты, или что иман — это подтверждение языком при условии знания и веры в сердце, как Абдуллах ибн Са'ид аль Каттан, или что иман — это только знание, как Джахм ибн Сафван и му'тазилиты, — все они отошли от буквального языкового значения слова (иман) без необходимости. И если бы так было можно, то это было бы допустимо для каждого имени в языке. А это означало бы уничтожение языков из-за невозможности установления значений слов.
 
Каррамиты — секта, основателем которой был Мухаммад ибн Каррам (ум. в 255 г. по хиджре). Они уподобляли Аллаха творениям, считая, что Аллах — тело, имеет границы, направление, перемещается и т. д.
 
Абдуллах ибн Са'ид аль Каттан — известен как Абдуллах ибн Кулляб аль-Басри, ранний суннитский мутакаллим. Его вероубеждение приводит имам аль-Аш'ари в «Макалят аль-ислямийя» (с. 169, Даруль-фикр, Бейрут). Имам Таджуддин ас-Субки пишет о нем в «Табакат аш-шафи'ийя» (т. 2, с. 78): «Один из величайших мутакаллимов ахлю-с-сунна, его путем и путем аль-Хариса аль-Мухасиби последовал Абу аль-Хасан аль-Аш'ари».
 
Джахм ибн Сафван и секта джахмийя: отрицали атрибуты Аллаха. Имам аль-Иджи пишет о них: «Они полностью отрицали силу у творений, считали, что Аллах не знает о событии, пока оно не произойдет. Не описывали Аллаха тем, чем описаны творения: знанием, силой и т. д. Считали, что рай и ад исчезнут, соглашались с му'тазилитами в отрицании видения Аллаха и в том, что речь Аллаха сотворена».
 
Также существуют доказательства этого:
 
На то, что одного произнесения шахады не достаточно для действительности имана указывают слова Всевышнего о лицемерах (мунафиках):
 
وَاللهُ يَشْهَدُ إنَّ المُنَافِقِينَ لَكاذِبُونَ
 
(смысл) «И Аллах свидетельствует, что лицемеры – это лжецы» (Сура «аль-Мунафикун», аят 1). Аллах утверждает, что они лжецы, при этом, без сомнения, они произносят шахаду.
 
Также Аллах говорит:
 
 إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ

Смысл: «...не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера». (Сура «ан-Нахль», аят 106)
 
Смысл аята полностью: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». Здесь речь идет о том, что отрекшиеся от Ислама под принуждением остаются верующими, если в сердце они продолжают верить.
 
Этот аят указывает на то, что место имана — сердце, а не язык. Также на это указывают и слова Всевышнего:
 
وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ

Смысл: «Вера еще не вошла в ваши сердца». (Сура «аль-Худжурат», аят 14)
 
И Его слова:
 
 أُولَـٰئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ
 
Смысл: «Аллах утвердил веру в их сердцах». (Сура «аль-Муджадаля», аят 22).
 
Вероятно, каррамиты посчитали так (что иман — это только произнесение шахады), потому что увидели, что на тех, кто произнес шахаду, распространяются хукмы Ислама. Никто с этим не спорит. Речь идет лишь о хукмах вечной жизни, а они (мунафики) в плане хукма вечной жизни — кафиры. Всевышний сказал:
 
اسْتَغْفِرْ لَهُمْ أَوْ لَا تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ إِن تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ سَبْعِينَ مَرَّةً فَلَن يَغْفِرَ اللَّـهُ لَهُمْ
 
Смысл: «Будешь ли ты просить прощения для них (мунафиков) или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз». (Сура «ат-Тауба», аят 80)
 
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ

Смысл: «Воистину, лицемеры окажутся на нижней ступени ада». (Сура «ан-Ниса», аят 145).
 
Также Всевышний сказал о них:
 
مِنَ الَّذِينَ قَالُوا آمَنَّا بِأَفْوَاهِهِمْ وَلَمْ تُؤْمِن قُلُوبُهُمْ
 
Смысл: «Те, кто говорит своими устами: «Мы уверовали», - хотя их сердца не уверовали». (Сура «аль-Маида», аят 41). Если бы иман не находился в сердце, то в этих словах не было бы смысла, подобно тому как один (человек) сказал бы другому: «Не уверовала твоя рука или нога».
 
То есть сердце — это не просто орган или часть тела, как любая другая, но это местонахождение имана. Речь о духовном сердце, разумеется.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков