Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 33. Вера в Калям (Перо)
Урок 33. Вера в Калям (Перо)
Имам Абу Ханифа говорит: «Мы утверждаем, что Аллах повелел Перу писать, а Перо спросило: «Что писать...
6 193
2 апреля, 16

Урок 33. Вера в Калям (Перо)

6 193
2 апреля, 16
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
 
وَالعَاشِرُ، نُقِرُّ بِأنَّ اللهَ تَعَالَى أمَرَ القَلَمَ أنْ يَكْتُبَ، فَقَالَ القَلَمُ مَاذَا أكْتُبُ يَا رَبِّ؟ فَقَالَ اللهُ تَعَالَى: أكْتُبْ مَا هُوَ كَائِنٌ إلَى يَوْمِ القِيَامَةِ؛ لِقَوْلِهِ تَعَالَى: (وَكُلُّ شَيْءٍ فَعَلُوهُ فِي الزُّبُرِ وكُلُّ صَغِيرٍ وَكَبِيرٍ مُسْتَطَرٌ).

10. Мы утверждаем, что Аллах повелел Перу писать, а Перо спросило: «Что писать, о Господь?» И Всевышний Аллах сказал: «Пиши то, что было и будет до Судного дня», – согласно словам Всевышнего Аллаха:
 
كُلُّ شَيْءٍ فَعَلُوهُ فِي الزُّبُرِ
وَكُلُّ صَغِيرٍ وَكَبِيرٍ مُّسْتَطَرٌ

Смысл: «Все, что они совершили, есть в книгах. Все малое и великое уже начертано» (сура «аль-Камар», аяты 52 – 53).
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
От Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, передается, что первым творением Всевышнего Аллаха была Хранимая Скрижаль (аль-ляух аль-махфуз). В ней сохранены записанные события: все, что было, и все, что будет. И никто, кроме Всевышнего Аллаха, не знает, что в ней (записано). Скрижаль создана из белого жемчуга, а подставки ее – из красного янтаря. Она настолько прекрасна, что и не описать.
 
Также Всевышний Аллах сотворил Калям (Перо) из драгоценного материала. Длина его равна длине пятисот лет пути. Оно заточено и источает свет, подобно тому, как перья этого мира источают чернила.
 
Абуль-Хасан сказал: «Затем было сказано Перу, чтобы оно начало писать, и оно начало так сильно дрожать от ужаса, что стало повторять, подобно страшному грохоту грома, слова восхваления, а затем начертало все, что будет до Судного дня. И Скрижаль заполнена, и Перо высохло. И счастлив тот, кто счастлив, и несчастен тот, кто несчастен».
 
До слов «Абуль-Хасан сказал..» – это хадис, переданный ат-Табари в «Тафсире» (т. 27, с. 153, Дар аль-фикр), ат-Табарани в «аль-Кабир» (10605), аль-Хакимом в «аль-Мустадрак» (т. 2, с. 516 и 565), Абу Нуʼаймом в «аль-Хилья» (т. 1, с. 325, Дар аль-китаб аль-ʼараби).
 
Имам аль-Гунайми, да помилует его Аллах, пишет в комментарии к «аль-Акыда ат-Тахавийя» (с. 95, Дар аль-Бейрути):
 
«Хранимая Скрижаль – это огромное творение из света. В ней Перо записало с позволения Всевышнего Аллаха все, что было и что будет до Судного дня. Перо – также огромное творение из света. Мы верим в то, что они – творения Аллаха, они однозначно существуют, поскольку это подтверждено аятами и хадисами».
 
А что касается того, как они выглядят, как устроены и так далее, то, как пишет имам аль-Байджури в «Тухфат аль-мюрид» (с. 434, Дар аль-Бейрути), лучше и безопаснее воздержаться от размышлений и разговоров на эту тему.
 
Также имам аль-Байджури пишет, что, согласно более сильному мнению, Перо пишет в Скрижали до сих пор, а содержимое последней может удаляться и меняться.
 
С этим связан известный вопрос: меняет ли дуа предопределение? Ведь существуют хадисы об этом, например:
 
«Ничто не меняет предопределение, кроме мольбы» (ат-Тирмизи).
 
Ученые по акыде отвечают на этот вопрос так: предопределение бывает двух видов: то, что в Знании Аллаха, и то, что записано в Хранимой Скрижали. Знание Аллаха меняться не может, поскольку ни Всевышний, ни Его атрибуты изменениями не описываются. А вот записанное в Скрижали измениться по причине дуа может, однако Аллах уже в вечности знал о том, что дуа изменит написанное в Скрижали. Подробно об этом написано в «Тухфа аль-мюрид» (с. 368 – 369) и других комментариях к «Джаухара ат-таухид».
 
Также имам ат-Табари пишет в своем тафсире (7/398), что табиин Абу Ваиль Шакик ибн Салама часто делал такое дуа: «О Аллах, если Ты предписал, что нас постигнет несчастье, сотри это и запиши для нас счастье, а если Ты предписал, что мы будем счастливы, подтверди для нас это, поистине, Ты стираешь то, что захочешь и оставляешь то, что захочешь, и у Тебя Мать Книги».

Возможно, это объясняет слова Всевышнего:
 
كُلُّ شَيْءٍ فَعَلُوهُ فِي الزُّبُرِ
وَكُلُّ صَغِيرٍ وَكَبِيرٍ مُّسْتَطَرٌ

Смысл: «Все, что они совершили, есть в книгах. Все малое и великое уже начертано» (сура «аль-Камар», аяты 52 – 53).
 
Всевышний Аллах говорит, что все, что совершали люди уже было записано.
 
Мукатиль сказал в толковании слов Всевышнего:
 
«Все, что они совершили, есть в книгах» – «то есть: записано в Хранимой скрижали».
 
«Все малое и великое…» – «все творения и их дела».
 
«Начертано» – «записано все – кто и что сделает – еще до того, как это было совершено».
 
Мукатиль ибн Сулейман аль-Балхы (ум. в 150-м г. по хиджре) – толкователь Корана. Его тафсир некоторые исследователи называют самым древним дошедшим до нас полным толкованием Священного Корана.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков