Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 10: Аль-Истихсан, часть 2
Урок 10: Аль-Истихсан, часть 2
Факихи употребляли слово истихсан в отношении многих явлений. Передается, что сказал Ияс ибн Муавия:...
4 745
1
27 января, 16

Урок 10: Аль-Истихсан, часть 2

4 745
1
27 января, 16

Те, кто спорят с нами о законности истихасана, спорят либо о самом слове, либо о его смысле.

 

Если они спорят о самом слове, то это приемлемо, пусть называют это понятие как хотят, потому что нет никакого смысла спорить о самих словах, когда каждый человек имеет право выражать определенный смысл теми словами, которые он посчитает нужными, особенно когда в этом слове совпадает шариатское и языковое значение.
 
Человек может в одном случае выражать какой-то один смысл на арабском, а затем на фарси, и мы не будем порицать его за это.
 
Факихи употребляли слово истихсан в отношении многих явлений. Передается, что сказал Ияс ибн Муавия: «Совершайте судейство так, чтобы это приносило пользу людям, а если же они испортятся, то совершайте истихсан».
 
Также слово истихсан можно найти в книгах Малика ибн Анаса. Также имам аш-Шафии сказал: «Мой истихсан, чтобы подарок разведенной женщине (мут`а) был тридцать дирхамов».
 
И также, как мы уже сказали, нет какого спора о дозволенности или запретности употребления самого этого слова.
 
Если же мы спорим о смысле, то наш оппонент не примет у нас этого смысла, кроме как на основе довода. И смыслы, описанные словом истихсан, которые мы упомянем, будут сопровождаться доводами на его достоверность и законность.
 
Слово истихсан включает в себя два основных смысла:
 
Первый смысл  это совершение иджтихада и суждение в определении некоторых мер исчисления, которые оставлены на личное суждение и мнение.
 
Например, размер подарка разведенной женщине.
 
Сказал Всевышний Аллах:
 
وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدَرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ

«Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный - по мере своих. Такова обязанность творящих добро».[1]
 
И размер подарка связан с бедностью или богатством мужчины, но размер для каждого не установлен, кроме как через размышление и суждение.
 
К этому же виду относится обеспечение жен.
 
Сказал Всевышний Аллах:
 
عَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях».[2]
 
И нет никакого другого способа для определения этого, кроме как через иджтихад.
 
Также сказал Всевышний Аллах:
 
وَمَن قَتَلَهُ مِنكُم مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاءٌ مِّثْلُ مَا قَتَلَ مِنَ النَّعَمِ يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِّنكُمْ هَدْيًا بَالِغَ الْكَعْبَةِ أَوْ كَفَّارَةٌ طَعَامُ مَسَاكِينَ أَوْ عَدْلُ ذَٰلِكَ صِيَامًا

«Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост».[3]
 
И подобие, упомянутое в этом аяте, может означать либо стоимость, либо похожее по размеру животное — есть разногласие факихов в этом вопросе, и в обоих случаях, решение принимается на основе суждения двух справедливых людей.
 
Также выплаты за телесные увечья, о размере суммы которых нет текстов (Корана и Сунны), и нет единогласного мнения ученых. И это нельзя установить иным способом, кроме иджтихада.
 
И подобных вещей так много, что невозможно перечислить. И мы привели лишь часть, чтобы на основе них можно было узнать об остальных подобных вопросах.
 

И наши ученые этот вид иджтихада назвали истихсаном. И нет в дозволенности этого значения разногласия между факихами, и никто из них не может высказать какое-то иное мнение в этом вопросе.

 

[1] Коран 2:236

 

[2] Коран 2:233

 

[3] Коран 5:95

АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы»
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 1

Правила форума
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.

Те, кто спорят с нами о законности истихасана, спорят либо о самом слове, либо о его смысле.

Опечатка в слове истихсан.
29 марта, 20
Список уроков