ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Урок 43: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последоват...
Аль-Кади Абдуль-Хамид ибн Абдуль-Азиз Абу Хазим — получал знания по фикху у Исы ибн Абана, а у него ...
Урок 43: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 17
40. Аль-Кади Абдуль-Хамид ибн Абдуль-Азиз Абу Хазим[1]. Получал знания по фикху у Исы ибн Абана, а у него учились ат-Тахави и другие. Вместе с Бухари, Муслимом и другими мухаддисами передавал хадисы от Бундара, Абу Мусы аль-Анбари и других. Аль-Хатыб рассказал его биографию в своем «Ат-Тарих» [11:62], указал, что он достоин доверия, и похвалил его. И он описал его мнение с халифом аль-Му’тадидом и другими во время его назначения судьей и указал, что он умер в 292-м году.
41. Аль-Хафиз Ибрахим ибн Ма’киль ан-Насафи. Автор «Аль-Муснад аль-Кабир» и «Ат-Тафсир» (умер в 295-м). Передавал сборник «Ас-Сахих» от аль-Бухари. Аль-Мустагфири сказал: «Был факихом, хафизом, знатоком расхождений ученых, скромным и богобоязненным». См. «Ат-Табакат» и «Аль-Джавахир».
42. Абу Я’ля Ахмад ибн Али ибн аль-Мусанна аль-Мавсали (умер в 307-м). Автор «Аль-Муснад аль-Кабир» и «Аль-Му’джам». Получил хадисы от Али ибн аль-Джа’да и его поколения. Али аль-Хафиз сказал: «Если бы Абу Я’ля не был бы занят книгами Абу Юсуфа, читая их у Бишра ибн аль-Валида, то смог бы застать в Басре Сулеймана ибн Харба и Абу Дауда ат-Таялиси». И это указывает на крайнюю важность книг Абу Юсуфа, а иначе как он мог слушать эти книги и пожертвовать иснадом, несмотря на то что мухаддисы стремились услышать иснады как можно быстрее?! См. «Ат-Табакат».
43. Аль-Хафиз Абу Бишр ад-Дуляби Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаммад (умер в 310-м). Автор таких книг, как «Аль-Куна» и других важных. Ад-Даракутни скаал: «Его критиковали, но я знаю о нем только хорошее». Что касается слов Ибн ‘Аддий: «Ибн Хаммад подозревается во лжи из-за его слов про Нуайма[2]», – то это крайность в суждениях, как у него часто бывает. Обратись к «Ат-Табакат».
44. Аль-Хафиз Абу Джафар Ахмад ибн Мухаммад ат-Тахави (умер в 321-м). Его память и знание им передатчиков и фикха были совершенны. Аль-Бадр аль-Айни подробно описал его жизнь в «Риджаль маани аль-асар»[3], а также написал биографии трех его основных шейхов: Баккара ибн Кутейба, Ибн Абу Имран и Абу Хазим, которые все трое были величайшими хафизами[4].
[1] Эту биографию добавил Абу Гудда.
[2] Имеются в виду его высказывания о Нуайме ибн Хаммаде и критика в адрес Нуайма, который выдумывал разные истории, направленные против Абу Ханифы и ханафитов.
[3] Наш шейх аль-Кавсари написал его биографию в отдельной книге «Аль-Хави».
[4] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-мудия» [1/204-210]:
«Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма ибн Абдуль-Малик ибн Саляма ибн Сулейм ибн Сулейман ибн Джанаб [Так привел его родословную Масляма ибн Касим аль-Андалуси в «Силят тарих»] аль-Азди аль-Хаджри аль-Мисри Абу Джафар ат-Тахави. Факих, имам и хафиз. Очень часто его имя упоминается в «Аль-Хидая» и «Аль-Хуляса». «Аль-Азди» – это племя Азда ибн аль-Гауса ибн Набита ибн Малика ибн Зейда ибн Кахляна ибн Сабаъ. А еще аль-Азди – это племя Азда ибн Имрана ибн Амра ибн Амира. Вдобавок аль-Азди – это племя аль-Азди аль-Хаджара, к которому и относится ат-Тахави. Так говорит ас-Самани. «Аль-Хаджри» тоже может указывать на три племени: первое племя – это племя Хажр Химьяр, к которым относится аль-Мухтар аль-Хаджри; второе племя – это Хаджр Ру’айн, к которым относится Саид ибн Абу Саид аль-Хаджри, от которого передавал хадисы Аюб ибн Нуджейд; третье племя – это Хаджр аль-Азди, к которым относился ат-Тахави. «Ат-Тахави» – от местности Таха, которая находится на юге Египта. Был имамом и факихом из числа ханафитов. Родился в 229-м году, а умер в 321-м.
Сначала учился фикху у аль-Музани, а затем оставил его мазхаб и стал ханафитом. Учился фикху в Египте у Абу Джафара Ахмада ибн Абу Имрана Мусы ибн Иса. В 268-м году направился в Шам и встретил там судью всех судей – Абу Хазима Абдуль-Хамида ибн Джафара. Он получал у него знания по фикху и слушал от него хадисы. Слышал хадисы от своего отца Мухаммада ибн Саляма. В начале жизни он получал знания у своего дяди аль-Музани, от которого он передает «Муснад» аш-Шафии. У него фикху учился Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Мансур ад-Дамагани и другие. Был писцом у кадия Баккара ибн Кутейба. Слышал хадисы как от египтян, так и от тех, кто был в Египте проездом: от Сулеймана ибн Шуайба аль-Кайсани и его отца, Абу Мусы Юнуса ибн Абдуль-Аля ас-Садафи, от которого передает и Муслим. Его книги переполнены перечислением его шейхов и учителей, а кто-то даже собрал имена всех его учителей в книгу». Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Урок 42: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 16
Следующий урок
Урок 44: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 18
Комментарии: 0
Правила форума