ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Урок 25: Методы Абу Ханифы в обучении фикху, часть 3
Яхья ибн Маин сказал в «Ат-Тарих» и «Аль-Иляль» в риваяте ад-Дури от него [из рукописей библиотеки аз-Захирия]:
«Абу Ну’айм (аль-Фадль ибн Дукейн)[1] сказал: «Я слышал, как Зуфар говорил:«Мы приходили к Абу Ханифе, и вместе с нами были Абу Юсуф, Мухаммад ибн аль-Хасан, и мы записывали [то, что слышали] от него. И Зуфар сказал: «Абу Ханифа сказал однажды Абу Юсуфу: «Горе тебе, о Якуб, не записывай все, что слышишь от меня, ведь сегодня мне может одно мнение показаться правильным, но завтра я могу передумать, а послезавтра могу передумать снова»[2].
Посмотрите, как имам запрещал своим ученикам поспешно записывать ответы до полноценного их изучения, как положено.
Когда ты поразмыслишь над сказанным, то поймешь, как прав аль-Муваффак аль-Макки, который сказал в «Манакиб Абу Ханифа» [2:133], назвав крупных учеников Абу Ханифы:
«Абу Ханифа установил свой мазхаб в виде совета (шура). И он не обходился только своим мнением без их помощи[3]. И это был его иджтихад в религии, усердие в наставлении ради Аллаха, Его Посланника и всех верующих. И он поднимал один вопрос за другим, потом выслушивал их мнения, затем высказывал свое; и дискуссия велась в течение месяца, а иногда и больше, пока не утверждали какой-то один ответ, а затем Абу Юсуф отмечал это в основных записях (усуль), и это было более правильно и ближе к истине, и сердца становились уверенней, чем если бы это было мнение одного человека, который установил свой мазхаб, где все мнения исходят лишь от него»[4].
И так становится ясно, что имам Абу Ханифа не заставлял учеников принимать его мнение, но велел заново изучать свою точку зрения, пока их мнение не прояснится, как утренний рассвет, и тогда они принимали то, где довод был им понятен, и отвергали то, что им казалось бездоказательным[5]. И он говорил нечто следующее по смыслу:
«Никто не имеет права следовать за нашим мнением, если он не знает, на основе чего мы высказали его».
Вот почему его мазхаб распространился так массово, в отличие от других. И вот почему эти факихи столь совершенны и почему их так много. Дело в том, что это превосходный метод в обучении фикху и в воспитании подрастающих.
И поэтому Ибн Хаджар аль-Макки сказал в «Аль-Хайрат аль-хисан» [с. 62]:
«Отдельные имамы сказали: «Никому из известных имамов Ислама не было даны такие ученики, как Абу Ханифе, и ни ученые, ни обычные люди не получили ни от кого пользы больше, чем от него и его учеников, в понимании хадисов, выведенных тем, новых ситуаций (навазиль)[6], судейских и других решений».
[1] Это один из самых старших учителей имама аль-Бухари, и именно от него он передает свои знаменитые «сулясилят», то есть хадисы, где между ним и Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) – всего три человека. И этот один из величайших учителей имама аль-Бухари, да помилует его Аллах, был учеником ученика Абу Ханифы, да будет доволен Аллах ими всеми. Прим. Абу Али.
[2] Это одна из причин, почему от имама Абу Ханифы передается несколько мнений в одном вопросе. И еще важно указать на один нюанс. Согласно достоверному мнению, имам Абу Юсуф и имам Мухаммад достигли степени абсолютного иджтихада и были самостоятельными муджтахдиами, но возникает вопрос: «А почему их мнения – это часть ханафитского мазхаба?» Дело в том, что их мнения, отличные от мнений имама Абу Ханифы, – это позиции, которые Абу Ханифа высказывал на собраниях, а потом отказывался от них или менял точку зрения, а эти два имама решали, что первое мнение – более сильное. Поэтому фактически их мнения суть мнения имама Абу Ханифы. Прим. Абу Али.
[3] За подробностями обратитесь к «Таъниб аль-хатыб» (с. 139-140) и «Хусн ат-такади» (с. 13-15).
[4]Но тут следует сказать, что на сегодняшний день каждый мазхаб – это результат труда и размышлений сотни имамов и великих ученых над наследием своих имамов. И поэтому мнение, которое является сильным в том или ином мазхабе, – это не просто историческая случайность, но духовный и интеллектуальный итог многих сотен лет. И к этому надо относится соответствующе. Прим. Абу Али.
[5] Необходимо указать, что ученики имама Абу Ханифы были муджтахидами и в этом смысле были равны ему в возможности самостоятельного анализа текстов Шариата, поэтому они не могли ничего принять без довода, так как человек, достигший степени иджтихада, не может делать таклид. Однако нас это не касается, поэтому мы обязаны следовать своему мазхабу, даже если не знаем довода (далиль). Прим. Абу Али.
[6] Имеются в виду новые вопросы и ситуации, которые не описаны в аятах и хадисах. Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Урок 24: Методы Абу Ханифы в обучении фикху, часть 2
Следующий урок
Урок 26: Методы Абу Ханифы в обучении фикху, часть 4
Комментарии: 0
Правила форума