Циклы Авторы Сортировка

Урок 40: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 14

2 342
6 мая, 17
28. Аль-Хафиз Ибрахим ибн Юсуф аль-Бальхи аль-Бахили аль-Макияни (умер в 239-м году). Он враждовал с Кутейбой ибн Саидом, потому что тот оскорбил его рядом с Маликом, сказав о нем: «Это мурджит», – и его прогнали из этого собрания, и поэтому он услышал от Малика только один хадис. Ан-Насаи сказал, что он достоин доверия, и в этом урок[1]. Обратись к «Ат-Табакат» и «Аль-Джавахир»[2].
 
29. Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази (умер в 248-м году)[3]. Ученик Мухаммада ибн аль-Хасана. Передает хадисы от Суфьяна ибн Уейны, Ваки’а, Джарира, Абу Муавии и других из этого поколения. Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, Иса ибн Мухаммад аль-Марвази, Ахмад ибн Али аль-Асади и другие передают от него. Бухари слышал от него хадисы, но не передавал от него и жестко высказывался о нем из-за его суждений. См. «Аль-Мизан» и «Аль-Кашиф» аз-Захаби, «Ат-Тахзиб» и «Аль-Лисан» Ибн Хаджара и «Аль-Джавахир» аль-Кураши[4].
 
30. Исхак ибн аль-Бухлюль ат-Танухи (умер в 252-м году)[5]. Автор большого «Муснада». Обратись к «Тарих аль-хатыб» и «Ат-Табакат» аз-Захаби. Продиктовал сорок тысяч хадисов по памяти. Абу Хатим сказал: «Правдивый (садук)»[6].
 
[1] Имеется в виду, что критика в его адрес была необоснованной. Прим. Абу Али.
 
[2] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-мудия» [1/119-121]:
 
«Известный имам, которое занимает высокое место среди последователей Абу Ханифы. Обучался у Абу Юсуфа, пока не достиг высот знаний. Передает хадисы от Суфьяна ибн Уейны, Исмаиля ибн Улея, Хаммада ибн Зейда. И он передает от Малика только один хадис (от Нафи’а от Ибн Умара): «Все опьяняющее – это вино, и все опьяняющее запретно».
 
Он передает только один хадис, потому что, когда он пришел к Малику слушать хадисы, там был Кутейба ибн Саид, который сказал Малику: «Это мурджит». И тогда он велел, чтобы его прогнали из этого собрания, и поэтому он не успел услышать ничего, кроме этого хадиса. И из-за этого они враждовали с Кутейбой ибн Саидом. И его прогнали из Бальха, и он поселился в Баглан, где и умер.
 
Ан-Насаи передавал хадисы от этого Ибрахима и сказал о нем: «Достойный доверия».
 
Ибн Хиббан упоминает его в «Ас-Сикат».
 
Абдур-Рахман ибн Абу Хатим сказал в книге «Ар-Радд аляль-джахимия»:
 
«Иса ибн бинт ибн Тахман сообщил мне: «Ибрахим ибн Юсуф был благородным факихом из числа последователей Абу Ханифы. И он начал собирать хадисы, после того как получил знания его мазхаба. Он застал Ибн Уейну, Ваки’а».
 
Я слышал, как Мухаммад ибн Мухаммад ибн ас-Сальдык говорил:
 
«Я слышал, как он сказал: «Коран – это Речь Аллаха, и, кто скажет, что она сотворена, тот неверующий, и его жена станет запретной для него, за ним нельзя будет молиться, и после его смерти нельзя совершать похоронный намаз. А кто не будет отвечать на этот вопрос, тот тоже джахимит»».
 
Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Фадль сказал:
 
«Я слышал, как Мухаммад ибн Дауд аль-Фираи сказал: «Я поклялся, что буду записывать хадисы только от тех, кто говорит: «Иман – это слово и дело». Когда я пришел к Ибрахиму ибн Юсуфу, он сказал: «Можешь записывать мои хадисы, потому что я говорю: «Иман – это слово и дело»»».
 
Абу Исма ибн Юсуф поднимал руки во время поясного поклона и выпрямления, а Ибрахим не поднимал, но оба были шейхами Бальха, без сомнений. Прим. Абу Али.
 
[3] Это добавление шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды. Прим. Абу Али.
 
[4] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-мудия» [3/372]:
 
«Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази – кадий Райя. Ученик Мухаммада ибн аль-Хасана. Относится к поколению Сулеймана ибн Шуайба и Али ибн Ма’бада. Передает хадисы от Абу Мути’а.
 
Аз-Захаби сказал: «Передает от Ваки’а и его поколения»».
 
Прим. Абу Али.
 
[5] Это добавление шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды. Абу Али.
 
[6] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-Мудия» [1/366-367]:
 
«Исхак ибн аль-Бахлюль – хафиз и большой мухаддис. Родился в аль-Анбар в 164-м году, как передает аль-Хатыб. Изучал фикх у Хасана ибн Зияда и Хайсама ибн Мусы, ученика Абу Юсуфа. У него свои личные мнения и суждения [в фикхе]. В путешествии за хадисами ездил в Багдад, Куфу, Басру, Мекку и Медину. Слышал хадисы от своего отца, Суфьяна ибн Уейны, Ваки’а ибн аль-Джараха, Исмаилz ибн Улея. Передавал хадисы в Багдаде. И Мухаммад ибн Абдур-Рахим, Абу Бакр ибн Абу Дунья передавали от него».
 
Аль-Хатыб сказал:
 
«Написал книги по фикху, например, «Аль-Мутаадад», а также книгу по чтению Корана (кыраат). А еще он написал свой «Муснад» и книги по другим наукам».
 
Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы»
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков