Циклы Авторы Сортировка

Урок 38: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 12

3 157
29 апреля, 17
22. Имам Иса ибн Абан аль-Басри (умер в 221-м году). Его книги «Аль-Худжадж аль-Кабир» и «Аль-Худжадж ас-Сагыр» свидетельствуют о его совершенстве в области хадиса. Обратись к ас-Саймари, Ибн Абу аль-Аввам и «Аль-Джавахир»[1].
 
23. Хишам ибн Убейдуллах ар-Рази (умер в 221-м году). Ученик Мухаммада ибн аль-Хасана. Обратись к «Табакат аль-хуффаз» аз-Захаби[2].
 
24. Абу Убейд Касим ибн Саллям (умер в 224-м году). Один из самых великих учеников Мухаммада.
 
25. Хафиз Али ибн аль-Джа’д (умер в 230-м году). Имам в фикхе и хадисе. «Аль-Джа’дият» – одна из его важнейших книг. Обратись к «Табакат» и «Джавахир»[3].
 
[1] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-мудия» [2/678-680]:
 
«Иса ибн Абан ибн Садака Абу Муса, крупный имам. Обучался фикху у Мухаммада ибн аль-Хасана. Некоторые сказали, что он учился шесть месяцев.
 
Ибн Сама’а сказал: «У Исы было красивое лицо и хорошая память на хадисы. Я звал его на уроки Мухаммада ибн аль-Хасана: он отказывался, но в итоге стал ходить. И потом он сказал: «Между мной и светом была преграда, и теперь она устранена. Я не думал, что во владеньях Аллаха есть подобный человек»».
 
Абу Хазим сказал: «Иса был невероятно щедрым, и он говорил: «Клянусь Аллахом, если бы я встретил человека, который распоряжается имуществом как я, то наложил бы арест»».
 
Ат-Тахави сказал: «Я слышал, как Баккар ибн Кутейба сказал: «Я слышал, как Хиляль ибн Яхья говорил: «Не было в Исламе более знающего кадия, чем он»»», – то есть Иса ибн Абан в его время.
 
Ат-Тахави сказал: «Я слышал, как Баккар ибн Кутейба сказал: «У нас было два кадия, которым не было равных, и это Исмаиль ибн Хаммад и Иса ибн Абан»».
 
Он автор книги «Аль-Хадж»». Прим. Абу Али.
 
[2] Имам аль-Кураши пишет  в «Аль-Джавахир аль-мудия» [3/569-570]:
 
«Хишам ибн Убейдуллах ар-Рази. Автор «Хидая» упоминает его в разделе о хадже.
 
Мухаммад ибн аль-Хасан умер в его доме в Райй и похоронен на их кладбище.
 
Учился фикху у Абу Юсуфа и Мухаммада.
 
Ас-Саймари сказал: «Не был таким сильным в хадисе».
 
[3] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-мудия» [2/549-550]:
 
«Али ибн аль-Джа’д ибн Убейд аль-Джавхари Абуль-Хасан. Из учеников Абу Юсуфа. Он видел имама [Абу Ханифу] в детстве и присутствовал на его похоронном намазе.
 
От него передается, что не видели, чтобы он плакал больше, чем в день смерти имама Абу Ханифы.
 
Аз-Захаби сказал: «Он из числа последних учеников Шу’бы, Ибн Абу Зиъба и других. Последний его ученик – Абу аль-Касим аль-Багави, и он больше всех передает от него.
 
Муслим слышал от него хадисы, но не передает ничего от него в своем сборнике (хотя он самый старший их всех шейхов, от которых тот слышал хадисы), потому что у него было новшество: он говорил: «Я не порицаю тех, кто говорит: «Коран сотворен»».
 
Исхак ибн Исраиль сказал во время похорон Али ибн аль-Джа’да: «Али передал мне, что в течение семидесяти или шестидесяти лет он один день постился, а один день пропускал пост»» [Конец слов аль-Кураши].
 
Что касается обвинений Али ибн аль-Джа’да во введении новшеств, то мухаддисы были крайне жестки насчет сотворенности Корана. Даже если человек просто выдерживал паузу, отвечая на вопрос об этом, его сразу могли обвинить в заблуждении.
 
Поэтому то, что имам не порицал или не оскорблял мутазилитов за это, не означает, что он сам верил в сотворенность Корана. И мы не можем на основе подобных слов выносить решение. Аллах знает лучше. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы»
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков