Урок 5: Суждение и Иджтихад. Часть 2
Затем[1] за ним[2]последовала группа багдадских мутакаллимов, и хотя они не осмелились плохо говорить о праведных предшественниках и порицать их подобно ему, но упорно отрицали очевидное, чтобы, критикуя иджтихад и кыяс, избежать критики саляфов, которые использовали эти методы. Они заявили, что когда сподвижники высказывались по новым вопросам, то делали это не для установления хукма или мнения, а для примирения людей. Этими невежественными словами они думали очистить свой мазхаб от грязи порицания сподвижников, которой запачкал его Наззам.
И суждение в этом значении является похвальным качеством, присущим каждому факиху, и указывающим на глубину понимания и совершенство анализа, и поэтому мы находим, что ибн Кутейба в своей книге «аль-Маариф» описывает факихов как «асхабу ра’й» (то есть люди суждения), причисляя к ним аль-Авза`и, Суфьяна ас-Саври и Малика ибн Анаса, да будет Аллах доволен ими всеми.
Также сказал ибн Абдуль-Барр в «Аль-Интика»[5]: «Не передает подобно этому — то есть критике Абу Ханифы — от Малика никто из людей суждения из его последователей», то есть людей фикха их числа последователей Малика и так далее из того, что нет нужды тут приводить.
И из этого становится ясным, что относить сообщения, порицающие суждение к практике факихов в том, что они обращаются к текстам Корана и Сунны для установления решения о новых явлениях, которые не исчерпаются, пока существует человечество, является мерзким заблуждением, которое опровергается доводами шариата.
А что касается выделения этим названием (люди суждения) исключительно ханафитов, то это неправильно, кроме как в значении совершенства и искусстве выведения решений. И любому фикху, каким бы он ни был, всегда сопутствует суждение, будь это в Медине или в Ираке, у любой группы факихов. Единственное в чем расходятся эти группы, это условия иджтихада согласно тому, как им это проявилось из доказательств, но они единогласны в том, что основой для решений является Коран, Сунна, иджма и кыяс, и никто из них не ограничивается только одним из этих доводов.
Комментарии: 2
Правила форума