ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Урок 26: Методы Абу Ханифы в обучении фикху, часть 4
Мухаммад ибн Исхак ан-Надим пишет в «Аль-Фахрасат»:
«И знание на суше и в море, на Востоке и на Западе, вблизи и вдалеке – это его составление, да будет доволен им Аллах».
Аль-Мажд ибн аль-Асир[1] также сказал в «Джами аль-усуль»:
«И если бы в этом не было какой-то тайны Всевышнего Аллаха, то почему половина этой общины с древних времен до этих дней[2] поклоняется Аллаху согласно мазхабу этого великого имама?»
И никто из этих троих[3] не следовал мазхабу имама, поэтому их не обвинишь в фанатичном отношении к нему, да будет Аллах им доволен.
И суть в том, что особенность этого мазхаба – в том, что вопросы составлялись в совете (шуры), многочисленных диспутах и принимались решения джамаата (большой группы людей) от джамаата до начального полного источника фикха, в эпоху сподвижников. И это продолжилось стремлением части ученых изучать новые ситуации (навазиль), джамаатом после джамаата, как Всевышний Аллах пожелает и пока этот мазхаб не распространится из-за нужд века и потребностей развитой людской цивилизации[4].
И теперь ты видишь, как Ибн Халдун говорит в «Мукаддима» о мазхабе Малика следующее: «Люди, в основном, вели кочевой образ жизни в Магрибе, Андалусии и не обращали внимания на цивилизацию, которая была развита в Ираке[5], и они были ближе к жителям Хиджаза, чей образ жизни был близок к кочевому, и поэтому они не переставали упорно следовать мазхабу Малика, и не приняли ревизию цивилизации и ее развитие».
И если таков мазхаб Малика, который царил в Андалусии долгие века, в понимании Ибн Халдуна, то что же думать об остальных мазхабах, чье господство не длилось в цивилизации долго[6]?
Что касается кыраата Абу Ханифы, то это кыраат Асыма, который распространен везде. И Коран занимает у него высочайшее положение как довод, и аяты общего характера – однозначны (кат’и).
Все знают, как он мог прочитать весь Коран в одном ракаате и как мало саляфов было способно на такое.
От него передаются некоторые слабые (шазз) чтения, но это недостоверно и поэтому нет нужды отвечать на это, как делали аз-Замахшари и ан-Насафи в своих тафсирах. Эти чтения ложно приписываются ему, что упоминают аль-Хатыб в «Тарих», аз-Захаби в «Табакат аль-курра» и Ибн аль-Джавзи в «Ат-Табакат». А выдумал это аль-Хуза’и.
И аз-Захаби пишет в биографии Абу аль-Фадля Мухаммада ибн Джафара аль-Хуза’и (ум. в 407-м г.):
«Он составил книгу с чтением Абу Ханифы, и ад-Даракутни указал, что это выдумка, у которой нет никакой основы. И другие сказали: «Он не был достойным доверия»».
Что касается множества хадисов от него, то это видно в доводах в разных разделах фикха, которые собраны в семнадцати муснадах великих имамов из числа его последователей и других хафизов. И, когда аль-Хатыб пришел в Дамаск, у него был «Муснад Абу Ханифа» ад-Даракутни и «Муснад Абу Ханифа» Ибн Хашина, и это не включается в семнадцать упомянутых муснадов[7].
Аль-Муваффак аль-Макки сказал в «Аль-Манакиб» [1:96]:
«Аль-Хасан ибн Зияд сказал: «Абу Ханифа передавал четыре тысячи хадисов: две тысячи из них – через Хаммада, а остальные две тысячи через других шейхов»»[8].
И число вопросов, разобранных им, – восемьдесят три тысячи как минимум, а число его учителей огромно.
А что касается того, как глубоко Абу Ханифа знал арабский язык, то на это указывает тот факт, что он вырос в колыбели наук по арабскому языку, и его меткие определения в этих науках.
И Абу Али аль-Фариси, ас-Сирафи и Ибн Джинни написали книги, разъясняя тончайшие нюансы его мнений о клятвах в «Аль-Джами’ аль-кабир», и подтверждая, что он достиг невиданных высот в постижении тайн арабского языка. И этого всего будет достаточно.
[1] Есть три великих ученых, которые достигли высот в знании арабского языка, истории и хадиса. Они были братьями и известны как «Ибн аль-Асир».
Самый младший из них – Абу аль-Фатх Дияуддин Насруллах, который известен как Дияуддин ибн аль-Асир (ум. в 637-м г.). Он знаменит своей книгой по филологии под названием «Аль-Масаль ал-саир».
Среднего же брата звали Изуддин Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн аль-Асир (ум. в 630-м), он был признанным историком, который известен одной из самых знаменитых книг по истории «Аль-Камиль фи ат-тарих». Также он известен книгой о сподвижниках «Усуд аль-габа».
А самый старший брат – Абу ас-Саадат аль-Мубарак ибн Мухаммад ибн аль-Асир аль-Джазари аш-Шафии (ум. в 606-м г.), известный как аль-Мажд ибн аль-Асир. Он знаменит своей книгой «Джами’ аль-усуль» и собрал в своем труде шесть основных сборников хадисов: «Аль-Муввата», «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслима, «Сунан» Абу Дауда, «Сунан» ат-Тирмизи и «Сунан» ан-Насаи, – но не включил туда «Сунан» Ибн Маджа. В то время еще не утвердилось, что «Сунан» Ибн Маджа – шестая книга из «кутуб ситта»: это было установлено окончательно лишь после книг имама аль-Миззи, а именно после «Тухфа аль-ашраф» и «Тахзиб аль-камаль», где книга Ибн Маджа была утверждена шестой. Прим. Абу Али.
[2] Аль-Мажд ибн аль-Асир умер в 606-м году. Прим. Абу Али.
[3] То есть Ибн Хаджар аль-Макки, Мухаммад ибн Исхак ан-Надим и аль-Мажд ибн аль-Асир.
[4] Гений имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, особенно ярко проявился в наше время, когда мировая финансовая система полностью контролируется неверующими. И, если бы не разделение видов запретных торговых сделок на батыль и фасид, мусульмане не могли бы вести никакой экономической деятельности в современном мире. Прим. Абу Али.
[5] И это не слова ханафита или куфийца, а слова известного историка-маликита из Магриба, который был кадием Египта (аль-Банури).
[6] Здесь следует возразить насчет мазхаба имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Многие века он был ключевым мазхабом важнейших регионов исламской цивилизации, таких как Египет и Шам, и поэтому никак нельзя сказать, что в развитой части исламского мира не царил шафиитский мазхаб. Аллах знает лучше. Прим. Абу Али.
[7] Что касается муснадов, которые изданы в наши дни, такие как «Муснад» Абу Ханифы или «Муснад» аш-Шафии, то эти книги не были написаны самими имамами, в отличие от «Муватты» Малика или «Муснада» Ахмада. Эти книги составлены поздними учеными, которые собрали свои хадисы, в иснадах которых присутствуют эти имамы. Прим. Абу Али.
[8] Наш шейх аль-Кавсари, да помилует его Аллах, сказал в «Таъниб аль-хатыб» [с. 152]:
«Что касается хадисов по шариатским решениям, которые передаются в муснадах, где устраняются повторы текста (матна) и где собраны иснады одного хадиса, то их очень и очень много. И тот, кто знает сколько хадисов по шариатским решениям у Малика или аш-Шафии, не сочтет это число малым, если принять в расчет то, что они не брали хадисы друг у друга. В «Джуз ибн аккаль» в риваяте Ибн Башкуваль приводятся разные мнения о количестве [хадисов], которое необходимо для муджтахида, но на цитирование всего этого уйдет слишком много места. И в целом это порядка пятисот хадисов. И некоторые поздние ханбалиты говорят, что для муджтахида достаточно пятисот хадисов».
Шейх Абдуль-Фаттах говорит:
«И «поздний ханбалит» – это ат-Туфи в кратком изложении (мухтасар) книги «Рауд ан-назыр» Ибн аль-Куддамы аль-Макдиси аль-Ханбали, которое называется «Бульбуль ар-Равда», и он сказал в ней [с. 173-174]:«Муджтахид обязан знать из Корана аяты, связанные с шариатскими решениями, и это порядка пятисот аятов, и столько же из Сунны».
И мнение, что Абу Ханифа передавал мало хадисов, или часто противоречил хадисам, или часто следовал слабым хадисам, – это проявление невежества. И такой человек не знает условий следования хадисам у имамов и измеряет знания имамов иджтихада своими собственными весами, чье мерило, возможно, имеет дефект».
Предыдущий урок
Урок 25: Методы Абу Ханифы в обучении фикху, часть 3
Следующий урок
Урок 27: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 1
Комментарии: 0
Правила форума