Урок 14: Условия принятия хадисов, часть 3
Также [у ханафитов] существует иерархия доказательств в зависимости от того, как они были установлены и тому, как был найден их смысл[1], и доказательство кат`и по способу установления и нахождения смысла имеет свое положение, а доказательство занни — свое, и поэтому [ханафиты] не принимают хабар-ахад, если он противоречит [ясным текстам] Корана, и они не считают, что разъяснять неясные текстов (муджмаль) посредством хабар ахада, означает противоречить Корану, и поэтому разъяснение неясных смыслов Корана через хабар-ахад не считается добавлением к тексту Корана, даже если некоторые смутьяны называют этот вид разъяснения добавлением к Корану из-за фанатизма и из-за того что не знают, в чем состоит разница[2] [между ясными и неясными аятами].
«Абу Ханифа считал, что если передатчики, которые достойны доверия, расходятся в каком-то матне добавлением к сообщению чего-либо и убавлением, то отвергается добавление, и возвращаются к минимальной основе».
И тот, кто принимает хадис от каждого встречного в период распространения смут и обилия лжи, как на это указал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, будет думать, что они[5] противоречат достоверным хадисам, но это вовсе не так. Но их основы (усуль) и детализация (фуру) строятся на хадисах (асар), и это ясно тем, кто хорошо изучил эту тему и тем, кто получил помощь от Аллаха для сравнения и анализа без следования страстям и слепого таклида. И лишь от Аллаха тауфик.
[1] Доводы шариата с точки зрения того, как они дошли до нас, делятся на два вида: те, что дошли без тени сомнений (кат`ий субут), как, например, Коран и хадисы-мутаватир, и те, которые дошли через размышление (занни субут), с другой стороны они делятся на те, которые ясно указывают на свой смысл (кат`ий диляля), и те, которые нуждаются в размышлении для понимания (занний диляля). В итоге, получается четыре вида. Абу Али
[2] Разница, в понимании ханафитов, заключается в том, что если аят Корана имеет ясное значение, то хабар-ахад не может изменять его смысл, обуславливая его действительность дополнительными вещами, так как это превращает его в неясный аят, но если же практика аята невозможна без разъяснения, то хабар-ахад принимается для установления чего-либо как дополнительного условия действительности. Абу Али.
[3] Речь идет о том, что если что-то распространено массово, как, например, прикосновение супругов друг другу, то нарушение этим омовения должно предаваться массово, а не одним или двумя людьми, а если что-то не распространено массово, как громкий смех в намазе, то в этом случае хабар-ахад может приниматься. Абу Али.
[4] Наш шейх аль-Кавсари очень подробно затронул вопрос разъяснения некоторых правил имама Абу Ханифы и его учеников в своей книге «Таниб аль-Хатыб» (стр.152-154). И я приведу эту цитату полностью, и может быть, в этом будет повторение сказанного, но в этом повторении может быть помощь для лучшего понимания и усвоения.
И он, рахимахуллах, сказал: «Тот, кто считает, что Абу Ханифа знал мало хадисов или часто противоречил достоверным хадисам, или часто следовал слабым хадисам, не знает условий принятия хадисов имамами, и сравнивает знание имамов иджтихада со своим видением, в котором может быть изъян.
Имама Абу Ханифа следовал обоснованным правилам в выведении шариатских решений, и, может быть, кто-то порицает их, из тех, кто не знает их суть. И из этих правил:
1. Хадисы-мурсаль принимаются, если они не противоречат более сильным доказательствам.
Принятие хадисов-мурсаль было распространенной практикой в благословенные века. И сказал ибн Джарир: «Полное отрицание хадисов-мурсаль - новшество, появившееся в начале третьего века», на это также указал аль-Баджи в своей книге по усулю, и ибн Абдульбарр в «Ат-Тамхид», и ибн Раджаб аль-Ханбали в «Шарх Илял ат-Тирмизи». Можно увидеть, как Бухари приводит хадисы-мурсаль в качестве доводов в Сахихе, «Кыраа хальфа Имам» и других книгах. Также хадисы-мурсаль встречаются в Сахихе Муслима, и можно найти разъяснение этого в предисловии к «Фатх аль-Мульхим бишарх Сахих Муслим» Мавляны аль-Усмани (1:36) и «Тадриб ар-Рави» (стр.125-126). И тот, кто [полностью] отвергает хадисы-мурсаль, отвергает значительную часть Сунны.
2. Хабар-ахад исследуют путем сравнения их с общепринятыми правилами, после полного изучения шариатских текстов. И если хабар-ахад будет противоречить этим правилам, то предпочтение отдается правилам, так как это более сильное доказательство, а противоречащее сообщение отвергается (шаз). И в «Маани аль-Асар» имама ат-Тахави есть много примеров использования этого принципа. И это не будет противоречить достоверным хадисам, так как это — противоречие хадисы, в которых муджтахид нашел изъян (илля), а отсутствие подобных изъянов — условие достоверности хадиса для муджтахида.
3. Хадисы-ахад анализируют, сопоставляя их с общими и внешними текстами Корана. И если хадис-ахад противоречил внешнему смыслу Корана, то имам следовал за Кораном, оставляя хадис, выбирая таким образом более сильное доказательство, потому что в его понимании, ясные тексты Корана ясно устанавливают очевидный смысл. И доказательства [этого правила] детализированы в книгах по Усуль аль-Фикх, таких как «Фусуль» Абу Бакра ар-Рази и «Шамиль» аль-Иткани. А если хабар-ахад не противоречит ясным смыслам Корана, но разъясняет неясные моменты в Коране, этому сообщению следуют, ибо, в этом случае, невозможно следовать Корану без разъяснения. И это не будет добавлением к Корану через хадис-ахад, как показалось некоторым смутьянам.
4. Хадисам-ахад следуют, если они не противоречат известной сунне, будь эта словесная сунна или сунна действий, так как берется более сильный довод.
5. Хадису-ахад следуют, если он не противоречит себе подобному, а при противоречии дается предпочтение одному из хадисов, на основе методов предпочтения, которые рознятся от муджтахида к муджтахиду, как, например, что в одном из хадисов передатчик — факих, а в другом — нет.
6. Передатчик хадиса не должен совершать действий, противоречащих самому тексту хадиса, как в случае с Абу Хурейрой, передававшем хадис об обязательности мытья сосуда семь раз, если из него будет пить собака, в то время как этот смысл противоречит фетве самого Абу Хурейры. И Абу Ханифа оставил следование этому хадису из-за этой причины, и в оставлении практики из-за подобной причины с ним согласились многие саляфы, как можно убедиться в «Шархе Илял ат-Тирмизи» ибн Раджаба, хотя многие из тех, чей фикх ближе к буквализму, думают иначе.
7. Отвергается добавление к тексту хадиса и его санада в пользу минимальной основы, из-за предосторожности в религии Аллаха, как упомянул это ибн Раджаб. И некоторые наши поздние ученые оставили следование этому принципу в своих дискуссиях с оппонентами, и приняли для спора их точку зрения, чтобы через нее же их опровергнуть.
8. Хадисы-ахад оставляют, когда речь идет о насущных вопросах, в которых регулярно нуждаются люди, и решения этих вопросов могут устанавливаться только через массовость (шухра) и таваттур. К этому также относятся шариатские наказания (худуд) и штрафы (каффарат), которые устраняются при наличии сомнений.
9. Условием также ставится, чтобы один из сахабов из тех, которые расходятся в каком-то хукме, не оставлял практику передаваемого им хадиса.
10. Также к его основам в отношении хадиса-ахад относится, чтобы никто из саляфов не критиковал этот хадис.
11. Следуют наименьшему наказанию, если о его степени существует разногласие в хадисах.
12. Передатчик хадиса должен знать его наизусть с момента, как он его услышал, до момента его передачи.
13. Не принимается хадис от передатчика, который передает его по записи, если он не помнит его наизусть
14. При наличии разногласий в шариатских наказаниях (худуд) следуют наиболее безопасному мнению, и они устраняются при наличии сомнений, как, например, принимают хадис о том, что вору отрубают руку, если он украдет что-то стоимостью в десять дирхамов, но оставляют риваят о том, что руку отрубают при стоимости украденного в четверть динара, что равно трем дирхамам, и риваят о десяти дирхамах считается более безопасным и подобающим для уверенности, и это при условии, что не будет известно, какой риваят предшествовал по времени какому, и в этом случае один из них будет считаться отмененным.
15. Также следуют хадису, в подтверждение которого свидетельствует больше практики сахабов (асар).
16. Необходимо также, чтобы хадис не противоречил распространенной практике сахабов и табиинов, то есть в любой местности, где они проживали, без ограничения каким-то городом, как на это указал ал-Лейс ибн Саад в своем письме имаму Малику.
И есть [у имама Абу Ханифы] множество других правил и принципов, которые приводят к отвержению определенных хадисов, в пользу более сильного довода.
И указал на которые из упомянутых принципов хафиз Мухаммад ибн Юсуф аш-Шами ас-Салихи, автор книги «ас-Сира а-Шамия аль-Кубра», когда опровергал ибн Абу Шейба в «Укуд аль-Джиман фи Манакиб Аби Ханифа ан-Нуман», и затем он сказал: «На основе этих правил Абу Ханифа, рахимахуллах, оставил множество хадисов-ахад.
И истина в том, что он не противоречил достоверным хадисам из-за упорства, но делал это путем иджтихада, опираясь на ясные доводы и сильные доказательства. И если предположить, что он ошибся, то его ждет одна награда, а при правоте – двойная награда. А его критики - либо завистники, либо не знают сути иджтихада».
А что касается указания на слабость некоторых его хадисов из-за слабости его учителей, либо учителей его учителей, по мнению некоторых поздних ученых, то это не уместно, потому что он более знающий, чем его учителя и учителя их учителей, ибо между ним и сподвижниками, обычно, бывает не больше двух передатчиков». Конец цитаты из «Тахниб аль-Хатыб».
[5] То есть ханафиты
Комментарии: 1
Правила форума