Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 8: Суждение и Иджтихад. Часть 5 (окончание)
Урок 8: Суждение и Иджтихад. Часть 5 (окончание)
И удивительно, что какой-то редактор (Рашид Рида), не получив воспитания ученых, сделал свой журнал ...
4 491
16 января, 16

Урок 8: Суждение и Иджтихад. Часть 5 (окончание)

4 491
16 января, 16

И удивительно, что какой-то редактор[1], не получив воспитания ученых, сделал свой журнал трибуной для распространения мазхаба, чей усуль и фикх берутся непонятно откуда[2].


А за десять лет до этого он написал книгу «Усуль ат-Ташри` аль-Ам», собрав в этой книге суждения ибн Хазма, отрицающего кыяс, мнения тех, кто принимал кыяс, но не так, как делают последователи признанных имамов, и также мнения некоторых отклонившихся, и построив свой мазхаб лишь на том, что он считает пользой[3] (маслаха[4]), даже если это противоречит явным текстам Корана и Сунны. Таким образом, он собрал противоречивый усуль, на основе которого выводил противоречивые решения, и все это не могло появиться кроме как в голове человека, тронутого рассудком и это похоже на попытку произвести на свет человека от коровы.
 
Также ибн Хазм приводит в доказательство отрицания кыяса хадис Нуайма ибн Хаммада, из-за передачи которого Нуайм потерял свое положение в глазах большинства мухаддисов, но у ибн Хазма не было знания в этом вопросе, известном даже начинающему студенту хадиса с Востока, это хадис о сравнении вещей на основе суждения.[5]

Также в иснаде этого хадиса присутствует Хариз ан-Насыби, хотя и этот журналист, который выставляет себя муджтахидом, написал его имя как Джарир.

Также этот журналист добавляет к «доводам» ибн Хазма хадис «Пленники разных народов» из ибн Маджа, заявляя, что этот хадис «хасан», хотя в его иснаде присутствует Сувейд, о котором ибн Ма`ин сказал: «Его кровь дозволена», а Ахмад сказал: «Его хадисы оставлены (матрук)», а Аш-Шихаб аль-Бусайри в «Мисбах аз-Зуджаджа» называет его слабым, при том что он крайне мягок в оценке хадисов.

Также в цепочке передатчиков этого хадиса присутствует ибн Абу ар-Риджал, который оставлен (матрук) у Насаи, Бухари также называл его хадисы отвергнутыми (мункар).[6]

И он пытается представить, что существуют две группы ученых фикха: люди мнения и люди хадиса, но у этого деления нет никакой основы, это лишь воображение некоторых поздних ученых, на основе некоторых слов из числа невежественных передатчиков хадисов после испытаний имама Ахмада[7].

А что касается слов Ибрахима ан-Нахаи и некоторых его современников о том, что люди мнения — это враги Сунны, то речь идет о тех, кто противоречит Сунне в вопросах акыды, и они подразумевали под этим хариджитов, кадаритов, мушаббиха и других нововведенцев, и эти слова не связаны с иджтихадом в шариатских хукмах. А попытка придать этим словам какой-то другой смысл будет их искажением. Как может быть иначе, если ан-Нахаи и Ибн аль-Мусайиб сами практиковали иджтихад в вопросах хукмов?

И ибн Хазм пытается отвергнуть все хадисы, в которых передается кыяс от сподвижников, в частности хадис Умара[8] при том, что он приходит от него через аль-Хатыба и других многими путями и близкими формулировками, также и от других сподвижников.

Сказал аль-Хатыб после того, как привел хадис Му`аза в отношении иджтихада в «аль-Факих ва аль-Мутафакких[9]»: «Слова аль-Хариса ибн Амра «от людей Муаза» указывают на то, что этот хадис очень известен и многие передают его, а положение и аскетизм Муаза известен. Также внешнее положение его учеников — это приверженность религии, праведность, правдивость, аскетизм. Также говорят, что Убада ибн Нусаи передает этот хадис от Абдуррахмана ибн Ганама, а тот — от Муаза, и это достоверный иснад. И эти передатчики известны достоверностью. В добавок к этому люди знания принимают этот хадис и приводят его как довод, и это указывает на то, что они сочли его достоверным».[10]


Подобное, но более детально, приводится в «аль-Фусуль» Абу Бакра ар-Рази, и уже приводились его слова в отношении отрицающих кыяс. И эта книга не место для детального анализа этого вопроса. Тому, кто хочет изучить различные пути разрушения ложных доводов захиритов, следует обратится к «аль-Фусуль» Абу Бакра ар-Рази и «аль-Факих ва аль-Мутафакких» аль-Хатыба.[11] И сказанного будет достаточно в этой теме.

 

[1] Это Мухаммад Рашид Рида, издатель журнала «аль-Манар».

 

[2] В своей биографии Наср аль-Альбани указывает, что был под сильным впечатлением этого журнала и стремление к хадису у него появилось после прочтения в этом журнале статей о множестве слабых хадисов в «Ихья Улюм ад-Дин». И видимо, из этого же источника он почерпнул для себя манхадж захиритов, которым он отличался в среде других ваххабитов. Примечание: Абу Али.

 

[3] Наш учитель, муфтий Билял, на уроках по этой книге указывал, что Мухаммад Абдо и его ученик Мухаммад Рашид Рида, популяризировали воззрения ибн Хазма не для того, чтобы распространить мазхаб, а чтобы устранить мазхабы в целом, заменив Шариат и фикх на свои личные воззрения, ибо если отрицать кыяс и иджму, то можно, фактически, отвергнуть или поставить под сомнение любое решение шариата. Также по этой причине многие ваххабиты хвалят Мухаммада Абдо и Рашида Рида, ведь у них была общая задача: устранить из Азхара в частности, и от трибуны исламского знания в целом ашаритов-сторонников таклида. И хотя ваххабиты согласны с тем, что воззрения Абдо, как, например, отрицание чудес пророка, или его утверждение, что пророчество — это лишь гениальность и т.д. это явное неверие, но когда им это выгодно в политических целях, они могут закрывать глаза на такие вещи. Аллах Муста`ан. Примечание: Абу Али

 

[4] Необходимо обратится к статье о правильном понимании пользы (маслаха) в шариате, составленной нашим шейхом, аль-Кавсари, в «Макалят».

 

[5] Сказал наш шейх аль-Кавсари в предисловии к «аль-Фарку байна аль-Фирак» Абу Мансура аль-Багдади [стр. 5]: «Удивительно, что ибн Хазм привел в своей книге «Аль-Ихкам» (7:113 и 7:25) в доказательство ложности кыяса хадис Ну`ама ибн Хаммада: «Моя община разделится на семьдесят с лишним групп. И самая большая из них смутой для моей общины будет та, что делает сравнение по аналогии, и на основе этого дозволяет запретное и запрещает дозволенное», хотя этот хадис является ложным по многим причинам у людей Востока, но даже у людей Запада.

 

У Яхьи ибн Маина спросили об этом хадисе, и он сказал: «У него нет основы». А затем его спросили: «А Нуайм ибн Хаммад?» И он сказал: «Нуайм достойный доверия». Затем его опять спросили: «Но как достойный доверия может сообщать то, у чего нет основы?» И он сказал: «Он запутался в этом».

 

И аль-Хатыб детально анализирует и критикует этот хадис в «Тарихе» (13:307). И это известный вопрос».

 

[6] Сказал имам аль-Бухари: «Нельзя передавать риваяты любого из тех, кого я назвал отвергнутым (мункар)». См. «Ар-Раф` ва ат-Такмиль» аль-Лякнави и мои примечания (стр. 129 и 149).

 

[7] После пыток имама Ахмада его последовали стали проверять всех алимов на «правильную» акыду, и если кто-то задерживался с ответом или отвечал после раздумий, то таких они называли джахимитами, и отвергали их риваяты. Из-за того, что многие кадии во время этих испытаний были мутазилитами, следовавшими мазхабу имама Абу Ханифы, то окружение имама Ахмада питало ненависть к ханафитам. Но эта смута не может быть основой для разделения фикха на фикх людей суждения и людей хадиса, потому что все четыре имама принимают дозволенность иджтихада и кыяса. Примечание: Абу Али

 

[8] Приводит Ахмад в «Муснаде» (1:21), Абу Дауд в «Сунан» в книге о посте в главе «Поцелуй постящегося» (2:418): «От Умара ибн аль-Хаттаба: «Я был очень радостным и поцеловал (свою жену), находясь в состоянии поста. Затем я пошел к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует и сказал: «Я совершил ужасное! Я поцеловал (свою жену), будучи постящимся». И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «А если бы ты полоскал рот, находясь в состоянии поста?» Я сказал: «В этом нет вреда». И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Тогда о чем речь?»»

 

Сказал аш-Шавкани в «Найль аль-Автар» (4:179): «Этот хадис посчитали достоверным ибн Хузейма, ибн Хиббан и аль-Хаким. Его приводит ан-Насаи, и сказал о нем: «Аль-Мункар»».

 

Сказал шейх Ахмад Шакир в своих примечаниях к «Аль-Ихкам» ибн Хазма (7:100): «Иснад этого хадиса достоверный. И нет никаких оснований называть этот хадис мункар». См. толкование этого хадиса в «аль-Факих ва аль-Мутафакких» (1:192)

 

[9] 1:189

 

[10] Даже если предположить слабость хадиса, то умма единогласна в его принятии, а это указывает на его достоверность. Это очень важный вопрос, и мы подробно осветили его в наших примечаниях к книге «Аль-Аджвибатуль Фадыля» (стр. 228-238).

 

[11] Также следует обратится к книге «Акйисату Расуль, соляллаху алейхи ва салаам», которая не дает захиритам поднять свой голос. Пусть Аллах поможет с ее изданием.

АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы»
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков