Ханафиты принимают хадисы мурсаль[1] на таком же уровне, как принимают хадисы с непрерывным иснадом, если передатчик, перед которым пропущено звено, достоин доверия.
И так считало большинство факихов Уммы из числа сахабов, табиинов и тех, кто был после них, до начала третьего века.
И нет сомнений, что отвержение хадисов мурсаль, особенно от больших табиинов, это потеря большой части Сунны.
Сказал Абу Давуд, автор «Сунана», в своем послании мекканцам, которое распространено среди знатоков хадиса:
«Что касается хадисов-мурсаль, то они принимались как довод учеными прошлого, такими как Суфьан ас-Саври, Малик ибн Анас и аль-Авзаи, до того, высказался на этот счет аш-Шафии».
Сказал Мухаммад ибн Джарир ат-Табари: «Люди не переставали практиковать и принимать
мурсаль до начала трехсотых, в которых появилось мнение об их отвержении». И в «Ахкам аль-Марасиль» Салаха аль-Алаи, а также в словах ибн Абдулбарра
[2] есть указание на то, что в этом вопросе существует
иджма.
Что касается дискуссий
[3] о том, что среди саляфов были те, кто достаточно жестко оценивал некоторых передатчиков, передавших
хадисы мурсаль, то это не связано с нашим вопросом, так как эта критика была связана с ненадежностью передатчиков, а такая критика бывает и в отношении передатчиков хадисов с непрерывным
иснадом. И поэтому этот вопрос связан не с тем, передается ли
хадис мурсаль или
муснад, а с тем, достоин ли передатчик доверия или нет.
Что касается аш-Шафии, то он своим отрицанием
хадисов мурсаль противоречит тем, кто был до него, а также его собственные мнения в этом вопросе разнятся.
[4]
Он сказал, что мурсаль, в целом, не будет доводом, кроме
мурсаля ибн аль-Мусайиба, но несмотря на это, он был вынужден отвергнуть некоторые
мурсаль-риваяты от ибн аль-Мусайиба в некоторых вопросах, которые я упомянул в примечаниях к «Зуйюл Табакат аль-Хуффаз»
[5], затем высказался о принятии
мурсаля и от других, затем признал законность мурсаля как довода при наличии того, что усиливает его, и поэтому аль-Байхаки и другие утомились искать выход из этого противоречия, и они столкнулись с большой сложностью.
Также в «Муснад аш-Шафии» передается много
хадисов-мурсаль в более широком значении, которое было в обиходе у
саляфов[6], также в Муввате имама Малика содержится около трехсот
хадисов мурсаль, и это больше половины от количества хадисов с непрерывным
иснадом.
Что касается работы «Ахкам аль-Марасиль» Салаха аль-Алаи, то некоторые выводы имама не бесспорны для специалистов в этой области.
[1] В понимании мухаддисов хадис мурсаль — это хадис, в котором табиин передает слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, без упоминания сподвижника. В понимании факихов — это хадис, в котором есть разрыв в цепочке передатчиков. Абу Али.
[2] В начале книги «Ат-Тамхид».
[3] Например, аль-Алаи в «Ахкам аль-Марасиль».
[4] См. «Аль-Мусаввада фи Усуль аль-Фикх» для понимания этого вопроса.
[5] Наш устаз имеет в виду «Лахз аль-Альхаз бизейл Табакат аль-Хуффаз» Хафиза Такиуддина Мухаммада ибн Фахда аль-Макки, и эти вопросы упомянуты в биографии хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни (стр.329). И это такие вопросы как закят аль-фитр двумя муддами пшеницы, дия за убийство немусульманина, с которым был заключен мирный договор, и за убийство того, кто ударил своего отца, как это сообщается в примечании нашего шейха.
[6] В широком понимании — это любой хадис с прерванным иснадом, будь пропущен передатчик-сподвижник или кто-то другой, будь пропущен один или двое. В другом, более узком значении, мурсалем называется лишь такой хадис, в котором табиин передает прямо от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с пропуском сподвижника между ними.
Комментарии: 0
Правила форума