ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Урок 27: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последоват...
Имам Зуфар ибн аль-Хузейль аль-Басри (ум. в 158-м г.). Ибн Хиббан называет его хафизом и совершенным...
Урок 27: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 1
1. Имам Зуфар ибн аль-Хузейль аль-Басри (ум. в 158-м г.). Ибн Хиббан называет его хафизом и совершенным знатоком в книге «Ас-Сикат»[1]. И это один из самых благородных учеников имама и автор книги «Аль-Асар».
2. Имам, хафиз Ибрахим ибн Тахман аль-Харави (ум. в 163-м г.). И его биографию можно прочитать в «Табакат аль-хуффаз»[2]. И он передавал достоверные хадисы и много.
3. Имам аль-Лейс ибн Саад (ум. в 175-м г.). И многие обладатели знания считали его ханафитом. В частности, так считал аль-Кади Закария аль-Ансари в «Шарх аль-Бухари»[3].
Ибн Абу аль-Аввама тоже передает со своим иснадом от аль-Лейса, что в Мекке тот посещал собрания Абу Ханифы, и его спросили о сыне, которого отец женил, потратив много денег, а затем он дал жене развод. И, когда ему покупали рабыню, он сразу же освобождал ее. И Абу Ханифа посоветовал задающему вопрос купить себе рабыню, на которую падет глаз его сына, а затем женить его на ней: и если он разведется с ней, то рабыня вернется как его собственность, а если захочет освободить, то освобождение не будет действительным. И аль-Лейс сказал: «Клянусь Аллахом, меня убедил его правильный ответ, как удивила и скорость, с которой он был дан». И аль-Лейс был имамом-муджтахидом.
[1] Имам ибн Хиббан сказал в «Ас-Сикат» [6:339]:
«Зуфар ибн аль-Хузейль ибн Баль’анбар, и его кунья – Абу аль-Хузейль аль-Куфи. Он был учеником Абу Ханифы, передавал хадисы от Яхьи ибн Саида аль-Ансари, а от него передавал Шаддад ибн аль-Хаким и куфийцы в целом. И Зуфар был хафизом, совершенным [в передачах] и редко ошибался. Он уделял много внимания риваятам, в отличие от его учителя. И он лучше всех знал кыяс среди его учеников и больше всех обращался к истине, когда это становилось ему ясным. Умер он в аль-Басре. И его отец был из Асбахана. И он умер во время правления Абу Джаф’ара».
Что касается того, как Ибн Хиббан критиковал Абу Ханифу, то на эту критику и критику других ученых ответил Абдур-Рашид ан-Ну’мани, высказавшись о положении имама Абу Ханифы в области хадиса. Прим. Абу Али.
[2] Имам ас-Суюти сказал в «Табакат аль-хуффаз» [с. 96-97]:
«Ибрахим ибн Тахман ибн Шу’ба аль-Хурасани, Абу Саид аль-Харави. Родился в Герате и проживал в Нейсабуре, затем направился в Багдад и передавал хадисы там, затем переселился в Мекку, где и умер. Аюб ас-Сахтаяни, аль-А’маш и ас-Саури передавали от него хадисы, также передают от него Ибн аль-Мубарак и Абдур-Рахман ибн Махди. И все согласны, что он достоин доверия, но его обвиняли в ирджа.Яхья ибн Актам сказал: «Он был самым благородным из тех, кто передавал хадисы в Хорасане, Ираке, Хиджазе, и наиболее достойным доверия, и его знания были наиболее глубоки. Он умер в 165-м году, и потом не было никого, равного ему».
Что касается обвинений в ирджа, то это общее место в книгах по хадису в связи с имамом Абу Ханифой и его учениками, и имам аль-Лякнави в «Ар-Раф’ ва ат-такмиль» ответил на это подробно.
[3] Так считал и историк Шамсуддин ибн Халикан аш-Шафии и выразил это в «Вафаят аль-а’ян» (шейх Абдуль-Фаттах).
Ибн Халикан сказал в «Вафаят аль-а’ян» [4:127]:
«Я видел в некоторых сборниках, что аль-Лейс был ханафитом».
Не думаю, что этого достаточно, чтобы утверждать, что великий имам-муджтахид был ханафитом. С таким же успехом можно ханафитом считать имама аш-Шафии. Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Урок 26: Методы Абу Ханифы в обучении фикху, часть 4
Следующий урок
Урок 28: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 2
Комментарии: 0
Правила форума