Циклы Авторы Сортировка

Урок 34: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 8

3 711
15 апреля, 17
13. Хафиз аль-Кудва Хасан ибн Зияд ал-Люълюъи (умер в 204-м году). У него было около двенадцати тысяч хадисов от Ибн Джурейджа, которые не могут быть неизвестными для факиха.
 
Яхья ибн Адам сказал о нем:
 
«Я не видел никого, кто знал бы фикх лучше, чем он».
 
Его критиковали некоторые передатчики по той же причине, по которой критиковали самого имама.
 
Обратись к его биографии в «Аль-Джавахир»[1][2].
 
14. Аль-Хафиз Му’алля ибн Мансур ар-Рази (умер в 211-м году). Имам в области фикха и хадиса. Обратись к его биографии в «Табакат»[3] и «Аль-Джавахир»[4].
 
[1] Наш шейх аль-Кавсари написал его биографию в отдельной книге вместе с Мухаммадом ибн Шуджа’ ас-Сальджи. Ее объем достигает восьмидесяти страниц, и она называется «Аль-Имта’ бисират аль-имамейн».
 
[2] Автор «Аль-Джавахир аль-мудия» (2/56-57) пишет:
 
«Хасан ибн Зияд ал-Люълюъи. Его имя часто встречается в «Хидае» и «Хуляса». Был учеником имама. Яхья ибн Адам сказал о нем: Я не видел никого, кто знал бы фикх лучше, чем он».
 
Он был судьей, а затем оставил этот пост.
 
Он любил Сунну и так щепетильно соблюдал ее, что одевал своих рабов в ту же одежду, что носил сам, следуя хадису: «Одевайте их в то, что сами носите» (Бухари, Муслим).
 
Обращался к Зуфару и Абу Юсуфу с вопросами по фикху.
 
Хасан сказал: «Абу Юсуф был более предрасположен к обучению, чем Зуфар».
 
Али ибн Солих говорит: «Мы были у Абу Юсуфа, когда пришел Хасан ибн Зияд, и тогда Абу Юсуф сказал: «Поспешите к нему с вашими вопросами»».
 
Мухаммад ибн Самаа сказал: «Я слышал, как Хасан ибн Зияд сказал: «Я записал от Ибн Джурейджа двенадцать тысяч хадисов. И все они нужны факиху».
 
Ас-Самаани сказал: «Он был знатоком риваятов от Абу Ханифы и обладал благим нравом».
 
Шамс ад-Дин ас-Сарахси сказал: «Хасан ибн Зияд предпочтителен в плане детализации».
 
Он умер в 204-м году».
 
Прим. Абу Али.
 
[3] Имам аз-Захаби пишет в «Табакат аль-хуффаз» (1/377):
 
«Му’алля ибн Мансур аль-Хафиз Абу Я’ля ар-Рази, затем аль-Багдади, факих и один из великих имамов.
 
Слышал хадисы от Малика, Сулеймана ибн Биляля, Лейса, Шарика и их поколения.
 
Абу Саур, Абу Хайсама, ар-Рамади, Аббас ад-Дури и другие передают от него.
 
Был кладезем знания. Его сочли достойным доверия Ибн Маин и другие.
 
Аль-Иджли сказал: «Достойный доверия, благородный (набиль), обладатель Сунны. Его много раз просили стать судьей, но он отказывался».
 
Якуб ас-Садуси говорит: «Достойный доверия, совершенный (муткин), факих».
 
Ибн Адий говорит: «Я не видел у него ни одного хадиса мункар».
 
Ибн Саад говорит: «Умер в 211-м году, рахимахуллах».
 
Хадисы от него встречаются во всех книгах, и он стал имамом и в фикхе, и в хадисе».
 
Прим. Абу Али.
 
[4] Автор «Аль-Джавахир аль-мудия» (3/493-493) пишет:
 
«Му’алля ибн Мансур ар-Рази. Его упоминает автор «Хидаи».
 
Передавал от Абу Юсуфа и Мухаммада их книги. И вместе с ним это делал Абу Сулейман аль-Джузаджани. У них обоих был очень высокий уровень богобоязненности, религии, фикха и хадиса.
 
Аль-Маъмун предложил им обоим пост судьи, но они оба отказались.
 
Му’алля проживал в Багдаде. Он передавал хадисы от Малика, Лейса, Хаммада и Ибн Уейны.
 
Ибн аль-Мадини, Абу Бакр ибн Абу Шейба и аль-Бухари вне своего «Сахиха» передавали от него хадисы.
 
Абу Закария сказал: Если Му’алля и Исхак ибн ат-Таббаа расходятся в хадисе от Малика, то предпочтение отдается Му’алле. Му’алля лучше него во всех хадисах».
 
Ахмад ибн Абдуллах сказал: «Достойный доверия. Придерживался Сунны».
 
Ибн Маин сказал: «Достоин доверия».
 
Ибн Саад сказал: «Садук. У него были суждение, хадисы и фикх».
 
Умер в 221-м году.
 
Ибн Адий сказал: «Я не нашел у него ни одного хадиса мункар».
 
Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передают хадисы от него».
 
Утверждение аль-Кураши, что хадисы от него встречаются только у Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, не совсем точное. Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет в «Такриб ат-тахзиб» (№6806):
 
«Му’алля ибн Мансур ар-Рази Абу Я’ля. Достойный доверия (сика), суннит, факих. Его просили стать кадием, но он отказывался. Те, кто говорил, что имам Ахмад обвинил его во лжи, ошиблись. Из десятого уровня. Умер в 211-м году. Есть во всех книгах».
 
Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы»
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков