Циклы Авторы Сортировка

Урок 13: Условия принятия хадисов, часть 2

3 118
6 февраля, 16

В наших примечаниях к «Условиям пяти имамов» мы описали, каким образом могут быть согласованы мнение факихов о принятии мурсаля и позиция поздних мухадисов об их слабости с определенной детализаций доводов в пользу принятия мурсаль[1], и сам аль-Бухари приводит мурсаль в виде довода, также имам Муслим в предисловии [к своему Сахиху], также в «Джузу-д-Дибаг»[2] И данная работа не позволяет разбирать этот вопрос более подробно.

 

Также из условий принятия хадисов у ханафитов, будь это хадис-муснад или мурсаль, чтобы хадис не противоречил принятым основам (усулю). Смысл этого в том, что факихи на основе изучения решений своего мазхаба проследили принципы вынесения этих решений из текстов Корана, Сунны и решений сподвижников и вывели основы, которыми они пользуются для решения новых вопросов и правила попадания схожих вопросов под одну основу.
 
Закончив исследование и охват [текстов], они собрали общие принципы, изложенные в книгах по каваид и фурук. И этими принципами проверяются хабар ахад: если какой-то хадис не подпадает под эти правила и выходит за их рамки, то они считают, что он противоречит более сильному мнению, ибо это правило выведено через анализ шариатских текстов, поэтому оно рассматривается как сообщение, передаваемое множеством людей.
 
И имам ат-Тахави часто обращается к этому методу в своих книгах, и не обладающие знанием в этом вопросе, могут подумать, что он предпочитает один хадис другому на основе кыяса.

И причина этих смысловых противоречий в большинстве случаев кроется в том, что многие передатчики передавали хадисы по смыслу [своими словами], что приводило к искажению изначального смысла.
 
И это очень тонкое правило, на основе которого специалисты фикха могут выявлять слабые места и изъяны множества риваятов, возвращая Истину на свое место после усердного анализа.
 
Помимо этого, у факихов существуют другие принципы выявления тончайших скрытых изъянов (илял), которые не способны понять дремучие передатчики [хадисов].
 
Также они проверяют достоверность многих сообщений в зависимости от их роли в практике мусульман, и это не относится только к практике мединцев, но также к другим городам, в которых жили сподвижники и в которых остались их ученики и ученики их учеников. И в «Послании ал-Лейса к Малику» есть указание на это.
 
И из принятых правил имама Абу Ханифы - обязательное непрерывное знание хадиса наизусть с момента его получения до его передачи, и не принимается опора на записи, если передатчик не помнит этот риваят наизусть, как это передается в «аль-Ильма» Кади Ияда[3] и других книгах.
 

Также Абу Ханифа считал, что передавать хадис по смыслу имеет право только факих.

 

[1] См. «Шурут аль-Аимма аль-Хамса» и примечание нашего шейха на стр.41 и 51.

 

[2] В «Тадриб ар-Рави» (стр. 125-126) приводятся хадисы-мурсаль из Сахиха Муслим.

 

[3] Стр. 139

АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы»
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков