Урок 9: Аль-Истихсан, часть 1
Группа людей, которые не практиковали знание и которым не было дано понимание, подумали, что истихсан у ханафитов — это когда человек выносит решения, руководствуясь желаниями и пристрастиями своего нафса, и ибн Хазм в «Аль-Ихкаме» сказал, что истихсан — это то, чего жаждет нафс и то, что согласуется с ним, будь это верным или ошибкой.
И он говорит в «Аль-Фусуль» в разделе об истихсане: «Все, что говорят наши ученые на основе истихсана — основано на доводах, а не на страстях.
«Обрадуй же Моих рабов, (17) которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это - те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом. (18)»[1].
От Ибн Масуда передаются слова, а также передается, что эти слова восходят к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «То, что мусульмане считают благим, благое перед Аллахом, а то, что верующие видят плохим, плохое перед Аллахом».[2]
И помимо того, что мы нашли основу этого слова в Коране и Сунне, также нет никакого запрета на его употребление в определенном смысле и с определенной целью, на что также имеются доказательства.
[1] Коран 39:17-18
[2] Достоверным является ограничивать этот риваят на словах Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах.
Эти его слова приводит имам Ахмад в «Муснаде» (1:379), также упомянул их аль-Хайсами в «Маджму аз-Заваид» (1:177), сказав: «Привел Ахмад, Баззар и Табари в «Аль-Кабир». Все передатчики достойны доверия».
Сказал Ахмад Шакир в своих примечаниях к «Муснаду» (5:211): «Иснад достоверный».
Сказал аль-Айни в «Аль-Биная Шарх аль-Хидая» (3:652) после упоминания этого риваята Ибн Масуда от слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Сказал аль-Хафиз ибн Абдульхади в своих словах в отношении «Мухтасара» [Мухтасар ибн Хаджиб по Усуль аль-Фикх]: «Ошиблись те, кто возвел эти слова к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует». Затем также сказал: «Они передаются от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, через Анаса, но иснад недостоверный». [Конец слов аль-Айни].
Аль-Хатыб привел этот риваят со слабым иснадом, как об этом сказал Хафиз ибн Абдульхади, от Анаса в «Тарих Багдад» (4:165).
Также аль-Аджлуни в «Кашф аль-Хафа» (2:188) приводит слова имама аль-Айни, но в напечатанных изданиях не достает некоторых слов, и поэтому цитата, приведенная аль-Аджлуни, будет полной, на основе того что мы уже привели.
Сказал аш-Шавкани в «Иршад аль-Фухуль» в разделе «Ат-Таадуль ва ат-Тарджих» (стр.255): «У хадиса «То, что мусульмане считают хорошим…» нет основы, но смысл у него правильный, ибо пришли другие хадисы с подобным смыслом, как, например, повеление пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следовать джамаату, порицание тех, кто выходит за его рамки, повеление следовать большинству».
Комментарии: 1
Правила форума