Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
17 урок. Восьмой малый признак. Безопасность
Знамения Судного дня
Цикл завершен
17 урок. Восьмой малый признак. Безопасность
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и...
12 982
17 апреля, 15

17 урок. Восьмой малый признак. Безопасность

12 982
17 апреля, 15
Многие считают, что признаками Судного дня должны быть только какие-то бедствия или катаклизмы, но это не так.
 
Один из малых признаков, предвещающих приближение Судного дня, – это безопасность, когда ничего не будет угрожать жизни людей.
 
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается:
 

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Судный день не наступит, пока путник по дороге из Ирака в Мекку не будет ничего бояться, кроме того, что может заблудиться по дороге» (Ахмад).

 
Такая безопасность царила уже в эпоху сподвижников, когда справедливое правление обеспечило людям безопасную жизнь и они могли свободно передвигаться по территории халифата и не бояться ни за себя, ни за свое имущество.
 
Это также подтверждается следующим хадисом от Али, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его:
 

«О Али, ты видел Хиру (древний город к востоку от Куфы)?» Я сказал: «Не видел. Но мне рассказывали о нем». И он сказал: «Если тебе будет дарована длинная жизнь, то ты увидишь, как паланкин путешествует из Хиры, чтобы совершить таваф вокруг Каабы, и он не будет ничего бояться, кроме Аллаха».

 
Некоторые модернисты взяли эти хадисы и ограничили ими другие хадисы, касающиеся запрета для женщины путешествовать без махрама. Они сказали, что запрет обусловлен тем, что для женщины существовала опасность быть ограбленной и изнасилованной, а эти хадисы явно свидетельствуют, что настанут времена, когда путешествовать будет безопасно, поэтому этот запрет связан только с опасностью пути.
 
Классическая современная ошибка в понимании шариатских текстов – когда путают шариатскую причину (илля шарʼия) и шариатскую цель (максад шариʼи) в том или ином положении Шариата.
 
Приведем пример:
 
Вино запретно, и все мусульмане это признают. Но в чем шариатская причина запрета, а в чем – цель?
 
Причина запрета вина – это опьянение, поэтому все, что опьяняет, запретно употреблять, а шариатская цель (максад), кроющаяся за этим запретом, – обезопасить общество от различных пороков, вытекающих из пьянства.
 
И вот важнейшее правило: если относительно какого-то конкретного человека неактуальна шариатская цель (максад), но, тем не менее, реализуется причина (илля), то запрет все равно будет действовать.
 
Например, если человек будет пить вечером лишь бокал вина, никого не будет беспокоить, не будет напиваться, будет пить вино только для улучшения кровообращения, то разве мы скажем ему, что для него это дозволено?! Нет.
 
Поэтому, даже если определенная цель, стоящая за шариатскими повелениями, не актуальна в каком-то конкретном случае, но существует причина запрета, будь то опьянение или собственно путешествие женщины без махрама, то запрет все равно будет оставаться в силе.
АВТОР ЦИКЛА
Знамения Судного дня
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков