Часть 13. Шариатское решение (хукм) о разногласиях в частностях (фуру), часть 4
Имам, аль-Кади Яхья ибн Саид аль-Ансари (умер в 143-м году), один из великих табиинов:
«Те, кто издает фетву, не тревожатся: один дозволяет, а другой запрещает. И тот, кто запрещает, не считает, что тот, кто дозволяет, погиб из-за своего дозволения, и тот, кто дозволяет, не считает, что тот, кто запрещает, погиб из-за того, что запрещает».
В предыдущем источнике Ибн Абдуль-Барр привел этот риваят с иснадом.
«Обладатели знания – это обладатели широты. И люди фетвы не беспокоятся из-за того, что расходятся в своих ответах: и один разрешает, а другой запрещает, и никто из них не порицает за это другого».
Более очевидно в том, что нас интересует, – это то, что один из великих саляфов, великий праведник и достойный доверия, хотел устранить слово «разногласие» из обихода. В биографии Тальха ибн Мусаррифа[2] (умер в 113-м г.), рахимахуллах, (это великий табиин и современник аль-Касима ибн Мухаммада), есть слова его ученика, Мусы аль-Джухани:
«И Тальха, если рядом с ним употребляли слово «разногласие», говорил: «Не говорите «разногласие», но говорите «широта выбора»».
Абу Исхак ас-Сабии (умер в 127-м г.), один из великих табиинов и хафизов, сказал:
«Они считали, что широта выбора – это помощь для религии»[3].
Также приводится в «Маджму’ аль-фатава»[4]:
«Один человек написал книгу о разногласиях, и имам Ахмад сказал ему: «Не называй ее книгой о разногласиях, но назови «Книга о широте выбора». Ведь слово «разногласие» может указывать на раздор и разлад, а словосочетание «широта выбора» ясно указывает на облегчение, упрощение и легкость».
И это очень важные их слова, да помилует их Аллах: они исправляют неточность и объясняют смысл и пользу этого разногласия, чтобы слушатель решил по ошибке, что якобы это разногласие в ответвлениях Шариата подобно порицаемому разногласию в основах религии.
И они любили облегчение в вопросах Шариата, потому что они понимали, что облегчение – это одно из основных принципов Шариата[5].
Имам Муслим в «Сахихе», Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят с одним и тем же иснадом[6]:
От Кутейба ибн Саида от аль-Лейса ибн Саада от Муавии ибн Солиха от Абдуллаха ибн Абу Кейса, который сказал: «Я спросил Аишу о намазе витр Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: «Как он совершал витр? В начале ночи или в конце ночи?» И она ответила: «Он делал по-разному. Иногда он исполнял витр в начале ночи, а иногда исполнял в конце ночи». И он сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким».
Еще я спросил: «Как он читал? Читал он громко или тихо?» И она ответила: «Он делал по-разному. Иногда читал тихо, а иногда громко». И я сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким».
И еще я спросил: «Как он поступал, когда необходимо было делать гусль? Совершал он гусль, до того как ложился спать, или ложился спать, до того как совершить гусль?»
И она ответила: «Он делал по-разному. Иногда он совершал гусль и ложился спать, а иногда просто совершал омовение и ложился спать». И я сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким»».
Очевидно, на что мы хотим указать в этом хадисе, – это слова: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким».
Комментарии: 0
Правила форума