Циклы Авторы Сортировка

Часть 53. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 11

2 015
30 марта, 17
У имама Ибн Таймиййи, рахимахуллах, в «Маджму аль-фатава»[1] есть много важных замечаний по этой теме, и вот часть из них:
 
«Если слова и действия рабов основаны на каком-либо предании (асар), на которое можно опираться, то ничего из этого не будет порицаемым, но все это законно, как мы уже указали в разделе о намазе в состоянии страха (солят аль-хауф). То же касается в тарджи’а в азане[2] (то есть когда его делают и не делают), двух видов икамата (с повторением и без). То же мы сказали о [разных] видах ташаххуда, подсказках имаму в намазе, если он запнулся в чтении (истифтах), произнесении слов «а’узу», [разных] кыраатов, дополнительных праздничных такбиров, видах похоронного намаза, саджда сахву, чтении дуа Кунут до или после поясного поклона, словах тахмида, то есть произнесения в намазе «Раббана лякаль-хамд» с добавлением «уа» или произнесением без него».
 
«Некоторые эти действия могут быть желательными, если есть довод. указывающий на их превосходство над другими версиями, но в другой версии нежелательности не будет».
 
«И не обращай внимания на тех, кто говорит что желательно объединять некоторые перечисленные вещи, как я видел у некоторых: они объединяли слова салавата, которые передавались от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), и говорили, что желательно читать такое объдиненное дуа.
 
И в хадисе от Абу Бакра передается, что он сказал Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует): «Обучи меня дуа, которое бы я читал в намазе», – и тогда он сказал:
 
«Скажи: о Аллах, поистине, я осквернил свою душу большой несправедливостью (а в другом риваяте – обильной), и никто не прощает грехов, кроме Тебя. И прости мне Своим прощением и помилуй меня! Поистине, Ты Милующий и Прощающий».
 
И они сказали: «Желательно употреблять в дуа оба слова: большой и обильный – и так же говорить в подобных случаях».
 
«И это мнение – слабое, потому что, во-первых, это не Сунна и, более того, противоречит Сунне, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) не произносил эти слова вместе. Он иногда говорил так, а иногда – по-другому, если оба варианта достоверно передаются от него[3]. И поэтому их объединение является не Сунной, но новшеством, хотя и допустимым».
 
«Что касается объединения в намазе страха, разных видов ташаххуда, икамата и тому подобного, то это единогласно порицается мусульманами. И эти виды поклонений (будь то действия или слова) должны быть выполнены в каком-то одном варианте, подобно тому как нужно читать Коран каким-то одним чтением. Необязательно, чтобы тот, кто это делает, исполнял их в самой совершенной форме, и может быть так, что среди них нет наилучшего».
 
«И это подобно разным дорогам к Мекке: люди каждой местности идут в хадж по своей дороге, и их выбор дороги не связан с тем, что она лучше других таким образом, что их хадж из-за этого будет лучше, чем у других. Они так поступают, потому что нужно выбрать какую-то дорогу, и они выбрали эту либо из-за того, что это им легко, либо по какой-то другой причине, хотя все дороги одинаковы [в плане награды]».
 
«И следует различать выбор некоторых узаконенных видов из-за того, что они обладают особым достоинством сами по себе для того, кто их выбрал, и выбор одного из них по необходимости, когда причина выбора лежит в легкости или в чем-то еще».
 
[1] 24:242.
 
[2] Тарджи’ – это когда муаззин произносит слова шахады сначала тихо, а потом громко. Согласно мазхабу имама аш-Шафии, это желательно, а согласно мазхабу имама Абу Ханифы, желательности в этом нет. Прим. Абу Али.
 
[3] Хафиз сказал в «Аль-Фатх» (13:375):
 
«Известный вариант во всех версиях риваята – это «обильной несправедливостью» (зульман касира), и лишь аль-Кабиси передает «большой»».
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков