Циклы Авторы Сортировка

Часть 56. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 14

2 380
10 апреля, 17
Что касается ответа на то, что мы берем в расчет мнения каждого имама, то мы отвечаем: «Да, мы принимаем законность этого мнения за исключением случая, если есть доказательство ложности этого мнения или если это мнение противоречит иджме либо подавляющему большинству ученых из числа саляфов и халяфов».
 
И это то, что некоторые называют «редким противоречием», или то, что саляфы называли редкими мнениями ученых либо их отклонениями, или [ситуация,] когда разногласие крайне слабое, как указал кади Абу Я’ля[1].
 
Я перечислю некоторые мнения имамов, которые я привел в своей книге «Асар аль-хадис аш-шариф», и добавлю к этому еще кое-что.
 
Имам аль-Байхакы[2] передает со своим иснадом до имама-муджтахида Абу Амра аль-Авза’и (рахимахуллах), что он сказал:
 
«Кто берет редкие мнения ученых, тот вышел из Ислама». Эти слова упомянул и аз-Захаби[3].
 
И аль-Багави передает со своим иснадом в «Аль-Джа’дият» и Ибн Абдуль-Барр до Сулеймана ат-Тайми, ученого и аскета:
 
«Если ты будешь брать облегчение от каждого ученого, то в тебе соберется все зло»,[4] – и к этим словам он добавил следующее: «Это единое мнение (иджма), насчет которого я не знаю разногласий».
 
И в «Шарх Иляль ат-Тирмизи» Ибн Раджаба цитируются слова Ибрахима ибн Абу ‘Абля, одного из учителей имама Малика:
 
«Кто собирает отвергнутые мнения ученых (шазз), тот собирает огромное зло. И Муавия ибн Курра сказал: «Остерегайся отвергнутых мнений в вопросах знаний»»[5].
 
И алляма аль-Кавсари (рахимахуллах) в примечаниях к «Зайль тазкира аль-хуффаз»[6] передает слова Абу ‘Абля следующим образом:
 
«Кто следует отвергнутым мнениям ученых, тот впадет в заблуждение».
 
Имам аль-Байхакы передает от имама шафиитов в Ираке, Абуль-Аббаса ибн Сурейджа, а также от имама маликитов Ирака, кадия Исмаиля ибн Исхака, что он сказал:
 
«Я пришел к аль-Му’тадиду, и он дал мне какую-то книгу, и я посмотрел и увидел, что в ней собраны послабления из числа ошибок ученых. И я сказал ему: «О повелитель правоверных, автор этой книги – зиндык». И он спросил: «Разве эти сообщения не достоверны?» И я сказал: «Все как передается, но тот, кто дозволял набиз, не дозволял временный брак, а кто дозволял временный брак, не дозволял музыку и набиз. И нет такого ученого, от которого вообще бы не передавали ошибки. И если человек будет собирать ошибки ученых, а затем станет практиковать их, то потеряет свою религию».[7] И аль-Му’тадид велел, чтобы эту книгу сожгли».
 
[1] Аль-Ахкам ас-Султания, с. 297.
 
[2] Сунан, 10:211.
 
[3] В «Ас-Сияр» (8:125) и «Ат-Тазкира» (1:180).
 
[4] «Аль-Джа’дият» (1:595), «Джами баян аль-ильм» (2:91), а также «Ас-Сияр» (6:198) и «Ат-Тазкира» (1:151).
 
[5] Шарх Илял ат-Тирмизи 1:410
 
[6] С. 187.
 
[7] То есть речь идет об отвергнутых мнениях, которые могли передаваться от некоторых саляфов, но впоследствии они были однозначно отвергнуты, например, мнение о дозволенности музыки или временного брака. Такие слабые мнения не стали сильными мнениями ни в одном из четырех мазхабов, дошедших до нас. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков