ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Цикл завершен
Часть 89. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 21
К методу в обучении саляфов (и это крайне важно в плане этики разногласий) относится и то, что они с...
Часть 89. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 21
4. К их методу в обучении (и это крайне важно в плане этики разногласий) относится и то, что они считали возможной ошибку в своем иджтихаде и ничего не утверждали однозначно, если только на это не находилось явного довода.
Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, спросили о человеке, который женился на женщине, не обговорил с ней махр и умер до их половой близости. И он ответил, что она должна получить полный махр (махр мисль), что она получит наследство от мужа и будет выдерживать идду.
Это передает ат-Тирмизи[1] и говорит: «Хасан сахих».
Меня интересует в этом риваяте та часть, которую передают Абу Дауд и ан-Насаи.
Абу Дауд передает[2], что к Абдуллаху ибн Масуду пришли с этим вопросом насчет какого-то человека, и он ответил:
«Она получит махр подобно другим женщинам: не больше и не меньше. И она получит наследство и будет выдерживать идду. И если это правильно, то это от Аллаха, а если ошибка, то от меня и шайтана, а Аллах и Его Посланник не причастны к этому».
И ему засвидетельствовали, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вынес такое же решение в точно таком же случае, и он сильно этому обрадовался.
Ан-Насаи[3] передает сообщение, что Ибн Масуд сказал: «Спросите, есть ли об этом какой-нибудь хадис». И они сказали: «Мы не нашли, о Абу Абдур-Рахман». И он сказал: «Тогда я выскажусь на основе собственного мнения…»
И он передает: «Они в течение месяца приходили к нему, и он не давал им ответ, а затем он ответил: «Ей полагается махр таких женщин, как она…»
И в конце он рассказал эту историю в следующих словах:
«Абдуллах сказал: «Меня не спрашивали ни о чем настолько сложном после того, как я расстался с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Спросите кого-нибудь другого». И они в течение месяца приходили к нему с этим вопросом. Потом, в конце, они сказали ему: «Кого же мы будем спрашивать, если не тебя?! Ведь ты один из величайших сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в этой местности, и мы не знаем никого, кроме тебя!»
И тогда он сказал: «Я скажу на основе собственного мнения, и если оно правильное, то это от Аллаха, у Которого нет сотоварищей, а если ошибка, то от меня и от шайтана, а Аллах и Его Посланник не причастны к этому. Я считаю, что ей полагается махр таких женщин, как она…»
Посмотрите, как он в течение месяца отказывался дать ответ! А, дав ответ, отказался считать свой ответ однозначно правильным. И не забывайте при этом о его знаниях и о похвале больших сподвижников в его адрес, особенно Умара, да будет Аллах доволен ими всеми. А теперь сравни это со словами некоторых наших современников, и скажи: «Инна лилляхи ва инна илейхи раджиун!»
Ибн Абдуль-Барр передает в «Джами»[4] от Умара, что он встретил человека и спросил его: «Что случилось?» И он ответил: «Али и Зейд вынесли такое-то решение».
И Умар сказал: «Если бы я выносил решение, то решил бы по-другому».
И тогда он спросил его: «А что тебя удерживает? Ведь ты правитель».
И он сказал: «Если бы я обращал тебя к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, то я так бы и сделал, но я бы обратил тебя к своему мнению, а на мнение имеют право и другие». И он не отменил решение Али и Зейда».
Это и есть объективность, адаб и уважение ко мнению других.
Как же они могут однозначно считать правильными свои мнения, заставлять других следовать им, зная при этом, что их мнения – это лишь иджтихад, который может быть правильным, а может и не быть?
Как они могут однозначно утверждать свою правоту и заставлять следовать других этому, когда они сегодня считают так, а завтра будут считать по-другому?
Вот именно такие слова – это искренность, а не слова тех, кто открывает иджтихад для всех, но при этом заставляет всех следовать именно своему иджтихаду[5].
Предыдущий урок
Часть 88. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 20
Следующий урок
Часть 90. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 22
Алматы
Как принять Ислам?
Войти
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Комментарии: 0
Правила форума