Циклы Авторы Сортировка

Часть 79. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 11

2 670
16 октября, 17
Второе условие – стремиться читать больше книг предшествующих ученых, поскольку они более полезны в научном плане, чем книги поздних ученых[1]. И это установлено опытом и сообщениями.
 
Что касается опыта, то это проверено в каждой из наук, так как более поздние ученые не достигают такой глубины в знаниях, как более ранние ученые. И знания сподвижников глубже знаний табиинов, а знания табиинов глубже знаний тех, кто пришел после них, и так далее до наших дней. Кто будет изучать их жизнь и слова, тот узнает удивительные нюансы.
 
Что же касается сообщений, то это хадис: «Лучшее поколение – это мой век, затем – те, ко после них, а затем – те, кто после них». И в этом содержится указание, что каждый последующий век будет так же соотноситься с предшествующим».
 
Назвав некоторые хадисы, он сказал следующее:
 
«И поэтому книги древних ученых, их слова и образ жизни более полезны для того, кто хочет проявлять предосторожность во всех видах знаний, особенно в шариатских науках».
 
И на этом заканчиваются слова аш-Шатыби (да помилует его Аллах). Он перечислил нам важные правила получения знаний, и пусть Аллах воздаст ему благом за это!
 
Посмотри, как настойчиво он повторяет, что необходимо получать знания у шейхов, достигших совершенства в науках, у шейхов, которые тоже получали это знание у совершенных, за которыми можно следовать, чтобы в итоге получилась непрерывная цепь, где каждый следующий получал знания у предыдущих.
 
Что касается методов обучения, то они были следующими:
 
1. Начинающих студентов они обучали поэтапно, переходя от небольших тем к крупным, смотря на них, как мать смотрит на новорожденного ребенка и учит его постепенно и аккуратно вести себя правильно, есть самостоятельно и так далее.
 
И, как нельзя новорожденного ребенка кормить тем, чем кормят годовалого, так нельзя и учителю обучать начинающего студента тому, что касается разногласий и  доказательств. Этому учат лишь тех, кто получил глубокие знания.
 
Это и есть определение алима раббани.
 
Имам аль-Бухари пишет в десятой главе раздела о знаниях:
 
«Ар-раббани – это тот, кто обучает малому до преподавания крупных тем».
 
Аль-Маджд ибн аль-Асир (да помилует его Аллах) сказал[2]:
 
«Слово «ар-раббани» образовано от слова «тарбия» («воспитание»), то есть те, кто воспитывал начинающих студентов сначала малым темам до перехода к крупным».
 
Имам аль-Байдави в начале своего известного тафсира пишет:
 
«Слово «ар-рабб» образовано от «тарбия» («воспитание»), и это означает доведение вещи до совершенства постепенно. И поэтому устаз воспитывает своего студента, обучая его шаг за шагом, пока тот не достигнет совершенства по милости Всевышнего Аллаха».
 
Имам аш-Шатыби (да помилует его Аллах) подчеркивал этот смысл[3], разъясняя слова:
 
«Не каждую истину необходимо разглашать»:
 
«Сюда относится то, что не нужно начинающего студента обучать тому, что изучает оканчивающий учебу. Напротив, его нужно обучать малым темам до перехода к большим».
 
[1] Ибн Хаджар пишет в «Лисан аль-мизан» (3:316) в биографии Халида ибн Анаса: «Сердца больше стремятся к словам древних ученых».
 
[2] Ан-Нихая, 2:181.
 
[3] Аль-Мувафакат, 4:190.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков