ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Цикл завершен
Часть 79. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 11
Второе условие – стремиться читать больше книг предшествующих ученых, поскольку они более полезны в ...
Часть 79. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 11
Второе условие – стремиться читать больше книг предшествующих ученых, поскольку они более полезны в научном плане, чем книги поздних ученых[1]. И это установлено опытом и сообщениями.
Что касается опыта, то это проверено в каждой из наук, так как более поздние ученые не достигают такой глубины в знаниях, как более ранние ученые. И знания сподвижников глубже знаний табиинов, а знания табиинов глубже знаний тех, кто пришел после них, и так далее до наших дней. Кто будет изучать их жизнь и слова, тот узнает удивительные нюансы.
Что же касается сообщений, то это хадис: «Лучшее поколение – это мой век, затем – те, ко после них, а затем – те, кто после них». И в этом содержится указание, что каждый последующий век будет так же соотноситься с предшествующим».
Назвав некоторые хадисы, он сказал следующее:
«И поэтому книги древних ученых, их слова и образ жизни более полезны для того, кто хочет проявлять предосторожность во всех видах знаний, особенно в шариатских науках».
И на этом заканчиваются слова аш-Шатыби (да помилует его Аллах). Он перечислил нам важные правила получения знаний, и пусть Аллах воздаст ему благом за это!
Посмотри, как настойчиво он повторяет, что необходимо получать знания у шейхов, достигших совершенства в науках, у шейхов, которые тоже получали это знание у совершенных, за которыми можно следовать, чтобы в итоге получилась непрерывная цепь, где каждый следующий получал знания у предыдущих.
Что касается методов обучения, то они были следующими:
1. Начинающих студентов они обучали поэтапно, переходя от небольших тем к крупным, смотря на них, как мать смотрит на новорожденного ребенка и учит его постепенно и аккуратно вести себя правильно, есть самостоятельно и так далее.
И, как нельзя новорожденного ребенка кормить тем, чем кормят годовалого, так нельзя и учителю обучать начинающего студента тому, что касается разногласий и доказательств. Этому учат лишь тех, кто получил глубокие знания.
Это и есть определение алима раббани.
Имам аль-Бухари пишет в десятой главе раздела о знаниях:
«Ар-раббани – это тот, кто обучает малому до преподавания крупных тем».
Аль-Маджд ибн аль-Асир (да помилует его Аллах) сказал[2]:
«Слово «ар-раббани» образовано от слова «тарбия» («воспитание»), то есть те, кто воспитывал начинающих студентов сначала малым темам до перехода к крупным».
Имам аль-Байдави в начале своего известного тафсира пишет:
«Слово «ар-рабб» образовано от «тарбия» («воспитание»), и это означает доведение вещи до совершенства постепенно. И поэтому устаз воспитывает своего студента, обучая его шаг за шагом, пока тот не достигнет совершенства по милости Всевышнего Аллаха».
Имам аш-Шатыби (да помилует его Аллах) подчеркивал этот смысл[3], разъясняя слова:
«Не каждую истину необходимо разглашать»:«Сюда относится то, что не нужно начинающего студента обучать тому, что изучает оканчивающий учебу. Напротив, его нужно обучать малым темам до перехода к большим».
Предыдущий урок
Часть 78. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 10
Следующий урок
Часть 80. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 12
Алматы
Как принять Ислам?
Войти
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Комментарии: 0
Правила форума