ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 79. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 11
Второе условие – стремиться читать больше книг предшествующих ученых, поскольку они более полезны в научном плане, чем книги поздних ученых[1]. И это установлено опытом и сообщениями.
Что касается опыта, то это проверено в каждой из наук, так как более поздние ученые не достигают такой глубины в знаниях, как более ранние ученые. И знания сподвижников глубже знаний табиинов, а знания табиинов глубже знаний тех, кто пришел после них, и так далее до наших дней. Кто будет изучать их жизнь и слова, тот узнает удивительные нюансы.
Что же касается сообщений, то это хадис: «Лучшее поколение – это мой век, затем – те, ко после них, а затем – те, кто после них». И в этом содержится указание, что каждый последующий век будет так же соотноситься с предшествующим».
Назвав некоторые хадисы, он сказал следующее:
«И поэтому книги древних ученых, их слова и образ жизни более полезны для того, кто хочет проявлять предосторожность во всех видах знаний, особенно в шариатских науках».
И на этом заканчиваются слова аш-Шатыби (да помилует его Аллах). Он перечислил нам важные правила получения знаний, и пусть Аллах воздаст ему благом за это!
Посмотри, как настойчиво он повторяет, что необходимо получать знания у шейхов, достигших совершенства в науках, у шейхов, которые тоже получали это знание у совершенных, за которыми можно следовать, чтобы в итоге получилась непрерывная цепь, где каждый следующий получал знания у предыдущих.
Что касается методов обучения, то они были следующими:
1. Начинающих студентов они обучали поэтапно, переходя от небольших тем к крупным, смотря на них, как мать смотрит на новорожденного ребенка и учит его постепенно и аккуратно вести себя правильно, есть самостоятельно и так далее.
И, как нельзя новорожденного ребенка кормить тем, чем кормят годовалого, так нельзя и учителю обучать начинающего студента тому, что касается разногласий и доказательств. Этому учат лишь тех, кто получил глубокие знания.
Это и есть определение алима раббани.
Имам аль-Бухари пишет в десятой главе раздела о знаниях:
«Ар-раббани – это тот, кто обучает малому до преподавания крупных тем».
Аль-Маджд ибн аль-Асир (да помилует его Аллах) сказал[2]:
«Слово «ар-раббани» образовано от слова «тарбия» («воспитание»), то есть те, кто воспитывал начинающих студентов сначала малым темам до перехода к крупным».
Имам аль-Байдави в начале своего известного тафсира пишет:
«Слово «ар-рабб» образовано от «тарбия» («воспитание»), и это означает доведение вещи до совершенства постепенно. И поэтому устаз воспитывает своего студента, обучая его шаг за шагом, пока тот не достигнет совершенства по милости Всевышнего Аллаха».
Имам аш-Шатыби (да помилует его Аллах) подчеркивал этот смысл[3], разъясняя слова:
«Не каждую истину необходимо разглашать»:«Сюда относится то, что не нужно начинающего студента обучать тому, что изучает оканчивающий учебу. Напротив, его нужно обучать малым темам до перехода к большим».
Предыдущий урок
Часть 78. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 10
Следующий урок
Часть 80. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 12
Комментарии: 0
Правила форума