Циклы Авторы Сортировка

Часть 55. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 13

1 709
6 апреля, 17
[Ибн Таймийя говорит]:
 
«И поэтому некоторые ученые сказали: «Их единогласное мнение (иджма) – это однозначный довод, а их разногласие – это широкая милость».
 
И Умар ибн Абдуль-Азиз говорил: «Меня бы не обрадовало, если бы сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не расходились во мнениях, ведь если они сошлись во мнениях по какому-то вопросу, а человек им противоречит, то он заблудший, а если они разошлись во мнениях и кто-то взял одно мнение, а кто-то – другое, то здесь широта выбора».
 
Помимо имама Малика, и другие сказали: «Факих не может заставить людей следовать своему мазхабу».
 
«И по этой причине те, кто пишет о повелении одобряемого и запрете порицаемого, из числа последователей аш-Шафии и других сказали: «Это нельзя порицать, и [нельзя] заставлять людей следовать за тобой в этих темах. Тут надо приводить научные доводы[1], и если для кого-то станет очевидной истинность какого-то из мнений, то он последует ему, а если другой возьмет иное мнение, то это не порицают. И таких вопросов очень много»».
 
«Например, продажа недозревших бобов в их шкурке, продажа огурцов на развес[2], торговля без произнесения слов о покупке и продаже, саллям[3] без отсрочки, использование большого количества воды после попадания туда нечистот при отсутствии видимых изменений, омовение после прикосновения к половому органу и женщинам, выход нечистот не из двух проходов, громкий смех [в намазе], чтение басмалы вслух или про себя – и другие подобные вопросы».
 
«Также [сюда относится мнение о] загрязнении мочой животного, пригодного в пищу, и его пометом (либо мнение о чистоте этого), дозволенность продажи отсутствующего товара при условии описания его качеств (или недозволенность этого). Дозволенность (или недозволенность) совершения таяммума одним (или двумя) набором земли и до запястий (или до локтей) [– тоже из этих тем]. [Сюда же относится] вопрос, надо совершать таяммум для каждого намаза или для времени намаза или можно ограничиваться одним таяммумом, а также вопрос, можно ли принимать свидетельства зиммиев друг о друге».
 
«К этому виду относится и ширкат через товар[4], ширкат аль-вуджух[5]. Это виды ширкат аль-абдан, и при этом мусульмане не перестают со времен Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) заключать подобные договора, и никто им это не запрещал. А если им запретить подобные вещи, то для многих из них закроются пути блага как в религии, так и в мирском».
 
«И поэтому Абу Ханифа давал фетву о запретности «музара’а»[6], а потом выстраивал некоторые частные решения на предположении о дозволенности этой сделки. И он говорил: «Люди не возьмут мое мнение о запретности». И поэтому его два ученика склонились к дозволенности этого, подобно тому как выбрали подобное мнение некоторые последователи имама аш-Шафии»
 
[Конец слов Ибн Таймиййи].
 
[1] И так происходит лишь в кругу ученых и в их книгах, но не среди простолюдинов и начинающих студентов. Обратись к словам ар-Рагиба аль-Асбахани в «Аз-Зари’а» (с. 145).
 
[2] То есть не поштучно.
 
[3] Вид торговой сделки, когда покупатель заказывает какой-то товар и сразу отдает за него деньги. Прим. Абу Али.
 
[4] То есть дозволены или запретны совместные предприятия, а также совместные ликвидные и неликвидные активы. Прим. Абу Али.
 
[5] Вид совместного предприятия, когда одного из партнеров привлекают, потому что он имеет авторитет и из-за этого будете полезен в бизнесе. Прим. Абу Али.
 
[6] Вид договора, когда человек обрабатывает землю, а оплата его труда – это доля урожая. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков