ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 50. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 8
И я говорю:
В первой части его[1] слов заключено то, что в них есть: слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) – это Откровение, и в этом нет никаких сомнений, и в реальности тут, то есть в том, что между ним и Аллахом, нет разногласий. Но люди по-разному могут понимать слова, и самым явным доказательством служат слова Ибн Хазма, которые перед нами.
Он приводит слова Всевышнего Аллаха в качестве довода:
وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّـهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا
«Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий»[2]
Так он указывает, что разногласия порицаются, однако почти все толкователи Корана единогласно говорят[3], что это касается основ религии и вероучения, но не фикха. И не перестаешь удивляться тем, кто относит этот аят к разногласиям в фикхе.
А слова Всевышнего Аллаха:
وَلَا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ ۖ وَاصْبِرُوا ۚ إِنَّ اللَّـهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
«…и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми»[4]
- касаются разногласий во время войны, что приводит к расколу в рядах мусульман перед врагом.
Контекст обоих аятов очевидно указывает на это, и тут нет никакой связи с разногласиями в фикхе. Как же не удивляться тем, кто считает, что это относится к разногласиям в фикхе?!
Расхождение между двумя сторонами и то, что в качестве довода приводится некий аят, не означает, что сердца разобщены, и не означает, что это не от Аллаха. И реальность выступает в качестве самого сильного доказательства этому, ведь обе стороны признают, что этот аят – слово Всевышнего Аллаха, но разошлись в его толковании[5].
[1] То есть Ибн Хазма. Прим. Абу Али.
[2] Коран, 4:82.
[3] Кроме того, что передается от аль-Музани в «Джами баян аль-ильм» (2:83).
[4] Коран, 8:46.
[5] Это ошибка в некоторых исследованиях, и имам ат-Тахави из числа наших предшественников указал на это в «Шарх маани аль-асар» [2:134]:
«И если понимать таким образом этот хадис, то мы не идем ни против чего из этого и тоже утверждаем его. Наше разногласие с вами заключается в его толковании, но не в самом хадисе, ведь мы толкуем этот хадис так, как толкование позволяет. Поэтому поймите, что разногласие в толковании и противоречие хадису – это разные вещи! И тот, кто расходится с вами в толковании этого хадиса, не идет против этого хадиса».
И так мы можем понять научную компетентность тех, кто пишет в «Причинах разногласиях факихов», призывая в начале книги следовать Корану и Сунне и приводя хадис: «Я оставил вам две вещи – и, кто будет этому следовать, тот никогда не собьется с истинного пути: Книгу Аллаха и Сунну вашего Посланника». Компетентности и знаний этого человека хватило лишь на то, чтобы отнести этот хадис к «Мишкату».
И он приводит слова Всевышнего Аллаха:
فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّـهِ وَالرَّسُولِ
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» [4:59].
И при разногласиях надо обратится к Корану и к Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и таковы его ответ и знание разногласий факихов.
Предыдущий урок
Часть 49. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 7
Следующий урок
Часть 51. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 9
Комментарии: 0
Правила форума