ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 67. Третье сомнение, часть 4
И Абу Джафар сказал ему:
«Горе тебе! Ты понимаешь, что говоришь?! Посмотри, кто перед тобой!»
И он сказал: «Да! Я видел мечи, и это лишь смерть! А она обязательно придет, а тот, кто пришел раньше, лучше, чем тот, кто пришел позже».
Затем они оба вышли. И Малик сел, и Абу Джафар сказал ему:
«Я чувствую запах бальзама (ханут) от тебя».
И Малик сказал:
«Да, когда от тебя ночью пришел посланник, я подумал, что меня ждет казнь, и совершил гусль, и умастил себя бальзамом (ханут), и надел одежду савана».
И он сказал:
«Субханаллах! Я не собираюсь вредить Исламу и принижать его! Возвращайся к себе в город в безопасности».
И Малик отправился домой. На следующий день халиф отправил от себя много золота вместе со своим человеком, велев ему отрубить голову Ибн Абу Зиъба, если тот примет золото, голову Ибн Сам’ана, если не примет, и оставить Малика невредимым в любом случае.
Ибн Сам’ан взял эти деньги и так спасся, Ибн Абу Зиъб отверг их и тоже спасся, а Малик взял их, потому что нуждался».
Невозможно представить, чтобы Ибн Абу Зиъб спокойно перенес действия Малика. Он воспринял его действия как молчание в ситуации, когда обязательно повелевать благое.
Но мы не можем взять слова Ибн Абу Зиъба в адрес Малика и атаковать ими имамов при разногласиях в фикхе, мол, истина больше заслуживает того, чтобы ей следовали, а такой-то и такой-то высказался в адрес такого-то имама в куда более мягких формах, чем мы это делаем.
Такое отсутствие адаба основано на невежестве. Мы просим у Аллаха защиты. И шайтан смущает человека, нашептывая, будто это невежество – смелость во имя религии.
Имам Ахмад часто одергивал тех, кто плохо говорил об имамах: «Горе тебе! Что заставило тебя плохо говорить об имамах?!»
В «Тарих Багдад»[1] в биографии Исхака ибн Исмаиля ат-Талькани (и это передают аль-Миззи и Ибн Хаджар в своих «Тазхибах») говорится, что имама Ахмада спросили про Исхака, а он сказал: «Я не знаю ничего, кроме блага, кроме одного». И он назвал это и сказал: «Передали, что он плохо говорил про Абдур-Рахмана ибн Махди. Как же так?! Горе тебе! Что заставило тебя говорить плохо об имамах!»
Этот Исхак достоин доверия, но он лишь передатчик. Когда он начал говорить лишнее про имама Абдур-Рахмана ибн Махди, такое его поведение рассердило имама Ахмада. И, хоть эти слова и не дошли до Исхака, он хотел наставить тех, кто позволяет себе подобное. И лишь у Аллаха просим тауфик.
В «Сияр а’лям ан-нубаля»[2] в биографии Абу Амира аль-Абдари, который отличался грубостью в речах, говорится, что его ученик Хафиз ибн Асакир (да помилует его Аллах) процитировал неуважительные слова, и он сказал ему: «Мы тебя уважаем, пока ты уважаешь имамов».
Предыдущий урок
Часть 66. Третье сомнение, часть 3
Следующий урок
Часть 68. Третье сомнение, часть 5
Комментарии: 0
Правила форума