ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 82. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 14
[Махмуд Шакир] говорит[1]:
«Во времена своей молодости, в начале пути получения знаний я прочитал предисловие шейха Рашида Рида к «Асрар аль-баляга» и обнаружил в этой книге упрек в адрес труда ас-Саккаки, а потом и порицание книг ас-Саада ат-Тафтазани и его пояснений к книге «Тальхис аль-мифтах» аль-Хатыба аль-Кизвини, о которых он сказал: «Мертвые знаки, которые по невежеству были названы знанием»[2].
Я также ознакомился с книгой «Ат-Тальхис фи улюм аль-баляга», которую прокомментировал устаз Абдур-Рахман аль-Баркуки, и увидел, как он в предисловии тоже обвиняет ас-Саккаки теми же словами, что и шейх Рашид, а затем он[3] пишет о достоинствах шейха Абдо:
«И так было долгое время, пока не появился в этом веке имам, которого воспитывал сам Аллах и которому внушил в виде Откровения полезное знание, поддержав его знамениями истины, имам, которого Аллах послал как милость для языка и религии…»[4]
[Устаз Махмуд Шакир продолжает]:
«И я не переставал задавать вопросы себе и тем, кто был старше меня и застал время, когда я еще не родился, и я узнал, что сказанное Рашидом Рида и аль-Баркуки повторяет то, что сказал Мухаммад Абдо про книги, которые преподавались студентам в Азхаре, и они приняли эти слова без анализа и исследования.И само это качество не является признаком людей знания. Это лишь поспешность и пустословие. Такое отвержение этих книг приведет к презрению, будет отталкивать от этих книг и в итоге выльется в издевательство над их авторами»[5].
Критика шейха Абдо не ограничилась книгами по риторике — его порицание обрушилось на все книги, которые преподавались в Азхаре: по фикху, грамматике и по другим наукам в области арабского языка и религии. Его критика распространилась, ее разнесли языки слабейших студентов Азхара, окружавших его, и другие группы.
И это стало первой трещиной в исламском наследии и первым призывом к отказу от длинной истории написания книг и от всего, что написали наши поздние ученые. Студенты стали говорить о таком полном отказе, и это впиталось в их сердца, которые были молоды и не способны отличить истину от ошибки… И это привело к издевательству над наследием, а издевка — это глубинная болезнь, которая закрывает все пути к знанию и пониманию[6].
[1] С. 17-29. И я советую читателю прочитать все это полностью. Может быть, я приведу эти слова полностью по другому поводу.
[2] «Асрар аль-баляга» и «Даляиль аль-иджаз» имама Абдуль-Кахира аль-Джурджани – это два первоисточника в науке красноречия. Имам ас-Саккаки сократи и систематизировал эти две книги, а потом был написан краткий матн «Талхис аль-мифтах» аль-Кизвини, который стал основным текстом по арабской риторике. И к нему написали много комментариев, но самый известный из них – это «Аль-Мутавваль» имама ат-Тафтазани, который затем его тоже сократил и назвал «Мухтасар аль-маани». Эти книги легли в основу преподавания арабской риторики, но они были написаны сложным языком, в них использовалось большое количество терминов из области логики, что осложняло их изучение. А устаз Махмуд Шакир пишет о том, как его современники критиковали эти книги. Прим. Абу Али.
[3] То есть аль-Баркуки. Прим. Абу Али.
[4] Пусть читателя не удивляет то, в какой порицаемой манере человек этой школы хвалит другого. То, как аль-Баркуки хвалит своего шейха Мухаммада Абдо, — ничто по сравнению с тем, как Мухаммад Абдо хвалит своего шейха аль-Афгани: «Он обладал такой способностью убеждать, что мог заставить ангелов сомневаться в Том, Кому они поклонялись, и пророков в своем Откровении». Астагфируллах!
Можете посмотреть на эти слова, выведенные его почерком в книге «Манхадж аль-мадраса аль-аклия» Фахда ар-Руми (1:159).
[5] Это очень важное наставление для студента, чтобы не совершить такую же ошибку. Как же наша молодежь нуждается в этом совете!
[6] Это удивительные слова! В них раскрыта суть болезни и причины ее появления. Я надеялся, что устаз более подробно растолкует свои слова, о чем просил его по телефону, но он, да помилует его Аллах, ушел из жизни, прежде чем успел это сделать.
Предыдущий урок
Часть 81. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 13
Следующий урок
Часть 83. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 15
Комментарии: 0
Правила форума