Циклы Авторы Сортировка

Часть 82. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 14

1 610
11 декабря, 17
[Махмуд Шакир] говорит[1]:
 
«Во времена своей молодости, в начале пути получения знаний я прочитал предисловие шейха Рашида Рида к «Асрар аль-баляга» и обнаружил в этой книге упрек в адрес труда ас-Саккаки, а потом и порицание книг ас-Саада ат-Тафтазани и его пояснений к книге «Тальхис аль-мифтах» аль-Хатыба аль-Кизвини, о которых он сказал: «Мертвые знаки, которые по невежеству были названы знанием»[2].
 
Я также ознакомился с книгой «Ат-Тальхис фи улюм аль-баляга», которую прокомментировал устаз Абдур-Рахман аль-Баркуки, и увидел, как он в предисловии тоже обвиняет ас-Саккаки теми же словами, что и шейх Рашид, а затем он[3] пишет о достоинствах шейха Абдо:
 
«И так было долгое время, пока не появился в этом веке имам, которого воспитывал сам Аллах и которому внушил в виде Откровения полезное знание, поддержав его знамениями истины, имам, которого Аллах послал как милость для языка и религии…»[4]
 
[Устаз Махмуд Шакир продолжает]:
 
«И я не переставал задавать вопросы себе и тем, кто был старше меня и застал время, когда я еще не родился, и я узнал, что сказанное Рашидом Рида и аль-Баркуки повторяет то, что сказал Мухаммад Абдо про книги, которые преподавались студентам в Азхаре, и они приняли эти слова без анализа и исследования.
 
И само это качество не является признаком людей знания. Это лишь поспешность и пустословие. Такое отвержение этих книг приведет к презрению, будет отталкивать от этих книг и в итоге выльется в издевательство над их авторами»[5].
 
Критика шейха Абдо не ограничилась книгами по риторике его порицание обрушилось на все книги, которые преподавались в Азхаре: по фикху, грамматике и по другим наукам в области арабского языка и религии. Его критика распространилась, ее разнесли языки слабейших студентов Азхара, окружавших его, и другие группы.
 
И это стало первой трещиной в исламском наследии и первым призывом к отказу от длинной истории написания книг и от всего, что написали наши поздние ученые. Студенты стали говорить о таком полном отказе, и это впиталось в их сердца, которые были молоды и не способны отличить истину от ошибки… И это привело к издевательству над наследием, а издевка это глубинная болезнь, которая закрывает все пути к знанию и пониманию[6].
 
[1] С. 17-29. И я советую читателю прочитать все это полностью. Может быть, я приведу эти слова полностью по другому поводу.
 
[2] «Асрар аль-баляга» и «Даляиль аль-иджаз» имама Абдуль-Кахира аль-Джурджани – это два первоисточника в науке красноречия. Имам ас-Саккаки сократи и систематизировал эти две книги, а потом был написан краткий матн «Талхис аль-мифтах» аль-Кизвини, который стал основным текстом по арабской риторике. И к нему написали много комментариев, но самый известный из них – это «Аль-Мутавваль» имама ат-Тафтазани, который затем его тоже сократил и назвал «Мухтасар аль-маани». Эти книги легли в основу преподавания арабской риторики, но они были написаны сложным языком, в них использовалось большое количество терминов из области логики, что осложняло их изучение. А устаз Махмуд Шакир пишет о том, как его современники критиковали эти книги. Прим. Абу Али.
 
[3] То есть аль-Баркуки. Прим. Абу Али.
 
[4] Пусть читателя не удивляет то, в какой порицаемой манере человек этой школы хвалит другого. То, как аль-Баркуки хвалит своего шейха Мухаммада Абдо, ничто по сравнению с тем, как Мухаммад Абдо хвалит своего шейха аль-Афгани: «Он обладал такой способностью убеждать, что мог заставить ангелов сомневаться в Том, Кому они поклонялись, и пророков в своем Откровении». Астагфируллах!
 
Можете посмотреть на эти слова, выведенные его почерком в книге «Манхадж аль-мадраса аль-аклия» Фахда ар-Руми (1:159).
 
[5] Это очень важное наставление для студента, чтобы не совершить такую же ошибку. Как же наша молодежь нуждается в этом совете!
 
[6] Это удивительные слова! В них раскрыта суть болезни и причины ее появления. Я надеялся, что устаз более подробно растолкует свои слова, о чем просил его по телефону, но он, да помилует его Аллах, ушел из жизни, прежде чем успел это сделать.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков