Циклы Авторы Сортировка

Часть 61. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 21

2 552
27 апреля, 17
Имам аш-Шатыби[1] написал целую главу о том, почему ошибаются ученые. Он привел хадис Умара, слова Муаза и Сулеймана ат-Тайми, а потом сказал[2]:
 
«На ошибку ученого нельзя опираться, и она не подходит для того, что ее практиковать и ей следовать (таклид), ведь она считается противоречащей Шариату и поэтому называется ошибкой. Иначе бы она считалась законным мнением и не относилась бы к этой категории, и к тому, кто высказал это мнение, ошибка бы не относилась. Но нельзя и принижать или ругать того, кто допустил эту ошибку. И нельзя считать, что он допустил эту ошибку осознанно, поскольку все это противоречит его положению в религии».
 
«Нельзя опираться на эту ошибку в отличие от фикховых мнений, когда есть разногласия, потому что в реальности эта ошибка не результат иджтихада и не относится к той категории, где допустим иджтихад, хотя муджтахид и пришел ненамеренно к этому заключению. Поэтому такое мнение относится к Шариату так же, как и мнения не-муджтахидов[3].
 
Но частью Шариата считаются лишь те мнения, которые основаны на признанных шариатских доказательствах, хотя какое-то мнение может быть более сильным, чем другое.
 
Если спросить: «Есть ли правило, по которому человек из числа изучающих фикх, но не достигших степени иджтихада сможет различить приемлемое и неприемлемое разногласие?» – ответ будет следующим:
 
«Правило крайне приблизительное. И суть его в том, что мнений, которые считаются в фикхе ошибкой и отклонением, крайне мало, чаще всего такое мнение исходит лишь от одного человека и оно крайне редко поддержано другим муджтахидом».
 
И если кто-то выскажет мнение, с которым он идет против всей уммы, то знай, что истина – с большинством муджтахидов, а не с мукаллидами»[4][5].
 
[1] Аль-Мувафакат, 4:168.
 
[2] 4:170-173.
 
[3] То есть мнения того человека, который не достиг степени иджтихада в фикхе, в Шариате не имеют ценности, и им нельзя следовать, и они не считаются частью Шариата в отличие от мнений муджтахидов, таких как Абу Ханифа или имам аш-Шафии. Прим. Абу Али.
 
[4] Там же.
 
[5] Это не означает, что если в рамках четырех мазхабов в одном из них существует некое мнение (например, мнение ханафитов, что наличие опекуна не является условием действительности брака, или мнение шафиитов, что любое прикосновение к противоположному полу нарушает омовение, даже если оно было совершено без страсти), то это мнение ошибочно или ему нельзя следовать.
 
Во-первых, были муджтахиды, помимо четырех имамов, и поэтому кто-то из них, или из сподвижников, или из табиинов мог высказать это мнение.
 
Во-вторых, в рамках каждого из мазхабов были свои имамы-муджтахиды, которые могли определять силу или слабость мнения на основе доводов из Корана и Сунны. И если бы такое мнение существовало в рамках мазхаба, то оно было бы описано как слабое и не дозволенное для практики.
 
Четыре мазхаба, как они дошли до нас, – это многовековой опыт перепроверки решений мазхаба великими имамами и праведниками. И поэтому, если мнение сильное в рамках мазхаба, оно единогласно считается дозволенным для следования. И в рамках четырех мазхабов нет такого, чтобы мнение, которое в фикхе считается ошибкой или крайне слабым и не подходящим для практики, стало бы сильным в мазхабе. В этом плане все четыре мазхаба совершенны, и их сильные мнения все можно практиковать от начала и до конца. Аллах знает лучше. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков