Циклы Авторы Сортировка

Часть 29. Этика, часть 3

2 940
18 января, 16

Также передается, что Абу Бакр аш-Шибли послал специального одного алима в Нейсабур, чтобы тот в течение целого года записывал маджлисы Абу Али ас-Сакафи днем и ночью и потом принес к нему [записи].
 

 

 

И этот человек посещал его маджлисы вместе с обычными людьми и записывал оба его маджлиса каждый день в течение года, а затем вернулся в Багдад и передал все эти маджлисы аш-Шибли. И аш-Шибли отделил утренние маджлисы от вечерних, размышлял над ними и сказал: «Его утренние речи удивительны, а речи ночью далеки от этой высокой науки, как будто ночью эта чистота уходила, а утром опять возвращалась».
 
И аш-Шибли спросил: «Видел ли ты в его доме какую-то мебель или утварь, которой украшаются мирские люди?»
 
И он сказал: «Что касается мебели, я видел в его доме дамасскую кровать, которая стояла в одном из углов его дома».
 
И тогда аш-Шибли вскрикнул и сказал: «Вот что изменяло его состояние!»
 
Ибрахим ибн Хабиб ибн аш-Шахид (и он, и его отец достойны доверия) сказал: «И мой отец сказал мне: «Сынок, иди к ученым и факихам и обучайся у них. И переними у них адаб, нравственность и поведение, ведь это я люблю больше, чем множество хадисов»»[1].
 
Абу Нуэйм тоже пишет в биографии имама Малика, что тот сказал одному из юношей-курайшитов: «Сынок, изучай адаб до того, как изучать знание»[2].
 
И таким был имам Малик с первого дня, как вступил на путь знания.
 
И подобное передается и от его матери: «И, когда моя мама надевала мне чалму, то говорила: «Иди к Рабиа и изучай у него адаб до получения от него знания»[3].
 
И поэтому такие вещи должны идти вместе: адаб и знание, – поскольку, как сказал Абу Закария аль-Анбари, один из благородных людей: «Знание без адаба как огонь без дров, а адаб без знаний как душа без тела». И аль-Хатыб пишет то же самое в «Аль-Джами»[4].
 
И суть этого сравнения в том, что огонь без дров горит недолго и быстро затухает. И знания без адаба: как сами знания, так и их обладатель – быстро исчезают и уходят, потому что человек сам не извлек из этого пользу.
 
А тело воплощает в себе личность и смысл, и невозможно общаться и как-то содействовать только с душой. Так же дело обстоит и с адабом, из которого нельзя извлечь пользу, если только он не сопряжен со знаниями, которые усиливают и защищают адаб.
 
Аль-Хафиз, имам Ибн Абдуль-Барр[5], сказал: «Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани передал от Абу Ханифы: «Общение с учеными и пребывание рядом с ними я люблю больше, чем много фикха, потому что это адаб и нравственность таких людей»». И Мухаммад сказал: «Это сходно с тем, что передается от Ибрахима ан-Нахаи: «Мы приходили к Масруку, чтобы учиться у него поведению и его состоянию»».
 

Затем он привел слова Абу Дарда: «К фикху человека относится его шаг – как он входит к людям знания и уходит от них», – то есть надо, чтобы человека всегда видели с людьми знания, входящим к ним или выходящим от них.

 

_________________________


 

[1] Аль-Хатыб передает в «Аль-Джами» (1:80).

 

[2] «Аль-Хилья» (6:330) и «Аль-Джами» (1:201).

 

[3] Тартиб аль-Мадарик, 1:119.

 

[4] 1:80.

 

[5] Джами байн аль-ильм, 1:127.

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков