Циклы Авторы Сортировка

Часть 72. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 4

3 044
4 сентября, 17
Некоторые имамы выражали сожаление, что знание сейчас фиксируют в книгах, потому что это ведет к ослаблению обучения у шейхов.
 
Ад-Дарими в предисловии к «Сунан» и аль-Байхакы в «Аль-Мадхаль»[1] передают от аль-Авзаи, что он сказал:
 
«Это знание, которое получали лишь истинные мужи, не переставало быть величественным, пока не стало записано в книгах – и его стали получать те, кто не заслуживает этого».
 
Обучение у шейхов связано с упорством и усердием, с тем, что надо рано вставать для получения знания. Именно такое обучение называют «постоянным нахождением рядом с учителем».
 
Ибн Абдуль-Барр[2] передает от трех великих людей: имама Малика, Сулеймана ат-Тайми и Сулеймана ибн Хабиба аль-Мухараби, – что те передают наставление Лукмана своему сыну:
 
«Сынок, будь рядом с учеными и постоянно находись рядом с ними. Поистине, Всевышний Аллах оживляет сердца мудростью, как оживляет землю дождем».
 
К удивительным историям, повествующим о постоянном нахождении рядом с учителями при получении знаний, относится история имама Абу Али аль-Кали, которую передает его ученик – Абу Наср Харун ибн Муса Джандаль ан-Нахви:
 
«Мы постоянно посещали уроки Абу Али аль-Багдади, то есть аль-Кали, который диктовал свою книгу «Ан-Навадир» в мечети аз-Захра в Куртубе. И это было весной, и по дороге меня настиг ливень, и когда я пришел на урок, то вся моя одежда была мокрой, а вокруг Абу Али были великие ученые Куртубы.
 
И он велел подойти ближе к нему и сказал: «О Абу Наср, не переживай: это быстро пройдет, ведь одежду можно сменить, а с моим телом случилось то, что останется с ним вплоть до могилы».
 
И затем он сказал:
 
«Мы постоянно посещали уроки Ибн аль-Муджахида. И однажды я вышел ночью, чтобы быть ближе к нему в собрании. Когда я вышел к двери, через которую проходил, идя на урок, то почувствовал, что она закрыта. И я захотел открыть ее, сказав себе: «СубханАллах, если я приду так рано, то точно буду рядом с ним!» Внизу этого строения было отверстие, которое я начал раскапывать как можно усерднее, и так я смог откопать себе проход и протиснуться, но порвал одежду и поранил ногу так, что показалась кость. И Аллах дал мне тауфик выйти оттуда, и я посетил так собрание шейха. Разве то, что случилось с тобой, сравнится с этим?»
 
Потом он прочитал следующие строки:
 
Ты ползешь к величию, но его уже достигли
Проявляющие высшее усердие, сбросив с себя все ради этого.
Большинство устало в стремлении к величию,
И приблизились лишь те, кто был верен делу и терпел.
Не считай величие фиником, который ты ешь.
Не достичь величия, не собрав терпения.
 
И Абу Наср сказал:
 
«Мы записали эти его строки до того, как он дошел до них в «Ан-Навадир». Потом он спросил меня, что произошло, но случившееся с моей одеждой теперь уже показалось мне незначительным. И после этого я стал постоянно находиться рядом с ним и не покидал его вплоть до его смерти»[3].
 
[1] «Сунан» ад-Дарими (1:132, № 467) и «Аль-Мадхаль» (с. 410).
 
[2] Джами баян аль-ильм, 1:106.
 
[3] «Ас-Силят» Ибн Башкуваля (с. 656, № 1441). 
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков